Ровно 100 лет назад, 10 июня 1917 года, на Украине произошло событие, которое оказало колоссальное влияние на новейшую историю России, последствия от которого мы продолжаем пожинать и в настоящее время. В тот день Центральная Рада Украины приняла так называемый Первый универсал «К украинскому народу» – документ, который провозглашал фактическую автономию Украины и закладывал фундамент под независимость юго-западной Руси со всеми вытекающими из этого последствиями для Великороссии.
Подобное стало возможным по нескольким причинам, в том числе из-за слабости власти Временного правительства в Петрограде. Несмотря на это, четыре изданных Центральной Радой универсала не только дают представление о нереализованной альтернативной системе взаимоотношений между Великороссией и Малороссией, но и могут быть полезны в деле возвращения Украины в Русский мир и выстраивания будущего единого культурного, экономического и политического пространства между Великой и Малой Русью.
Украина была лишена автономии и полностью интегрирована в систему государственного управления Российской империи с момента ликвидации гетманства при императрице Екатерине II. Территория Малороссии, как и остальное государство, была разделена на уезды и волости. Февральская революция 1917 года привела к уничтожению старого строя, а также стала катализатором развития сепаратистского движения на окраинах распадающейся империи.
Малороссия не стала исключением. Практически сразу после отречения царя Николая II от престола, 4 марта 1917 года, на волне революционных настроений и по инициативе Товарищества украинских прогрессистов, была создана Центральная Рада, которая провозгласила себя органом, выражающим интересы украинцев и Украины, отстаивающим их перед Временным правительством в Петрограде.
Стоит подчеркнуть, что инициаторами создания Товарищества, а также самой Центральной Рады стала местная малороссийская интеллигенция, которая в конце XIX века увлеклась идеями украинства и «самостийности». В их числе были историк, профессор Львовского университета Михаил Грушевский, издатель и меценат Евгений Чикаленко, адвокат Илья Шраг, публицист Сергей Ефремов, писатель Петр Стебницкий и другие. У организации была программа-минимум, включавшая в себя укранизацию народных школ, обучение в них на украинском языке, а также введение мовы в систему государственного управления и суда. По иронии судьбы, все эти мероприятия провели в 1920-30-х годах большевики, вооруженные отряды которых свергли Центральную Раду в 1918 году.
Что касается политической программы Грушевского и его сторонников, то здесь единства у создателей Центральной Рады не было. В вопросе о статусе Украины они поделились на два лагеря: первые – так называемые «автономисты» – выступали, соответственно, за автономию Украины, но в составе федерации России. Другой блок – «самостийники» – были настроены гораздо более радикально, отстаивая идею полной независимости Украины. Тем не менее, первые и вторые пошли навстречу друг другу в деле создания Центральной Рады, при этом «самостийники» рассчитывали, что дальнейшее углубление революционных процессов в России и, как следствие, нарастание хаоса и дезорганизации системы государственного управления поспособствует независимости Малороссии. Как показали дальнейшие события, правы оказались именно сторонники «незалежности».
В целом в своей деятельности, в том числе во взаимоотношениях с правительством в Петрограде, самозванная «влада» в лице Центральной Рады весьма дальновидно решила опираться на два главных принципа. Во-первых, Грушевский и компания заняли выжидательную позицию, соотнося свои действия с ситуацией в Петрограде. Как указывали «самостийники», нарастание революционного хаоса само по себе создаст благоприятные условия для обособления Украины от России. Иными словами, Центральная Рада, хоть и не являлась полноценным государственным органом, тем не менее, как показали дальнейшие события, очень умело использовала трудности и колебания Временного правительства для достижения своих целей.
Из этого следует второй принцип, на котором строились взаимоотношения Рады с петроградским руководством: своеобразная политическая игра, смысл которой – взять «на слабо». Воспользовавшись подходящими условиями, объявить о расширении своих полномочий на местах, а затем понаблюдать за реакцией Временного правительства. В случае, если Петроград это проглатывает, ждать очередного удобного случая и вновь попытаться проверить российское правительство на предмет его ответных действий. Кстати говоря, такой же тактикой Киев руководствовался весной 2014 года, когда путем обстрелов городов Донбасса постмайданная украинская власть проверяла способность России напрямую вмешаться в разгорающуюся гражданскую войну.
Тем не менее, как отмечает в своих трудах украинский историк Наталия Полонская-Василенко, в первые месяцы после революции устремления большей части состава Центральной Рады ограничивались автономией в составе федерации с Россией. Про «незалежность» и создание независимого государства думали только уже упомянутые «самостийники», которые были в меньшинстве.
Действительно, в первые месяцы после революции Центральная Рада позиционировала себя как временный орган территориального управления, как проводник политики Временного правительства, которое было представлено в Киеве губернским комиссаром. Установился временный баланс власти, который мог быть нарушен в любой момент. И это время приближалось по мере того, как правительство в Петрограде столкнулось с первым кризисом, вызванным так называемой «нотой Милюкова», в которой Россия гарантировала союзникам ведение войны до победного конца. Возникшее возмущение народных масс привело правительство князя Георгия Львова в крайне тяжелое положение.
И Центральная Рада не упустила предоставившейся возможности. 16 мая в Петроград направилась ее делегация во главе с Владимиром Винниченко, который вез Временному правительству меморандум о признании Рады высшим органом управления на Украине и предоставления Малороссии автономии в составе федеративной России. Однако в Петрограде уклонились от однозначного ответа, решив занять пассивную позицию. Тем не менее, время действовало не в пользу кабинета министров князя Львова.
В Центральной Раде, зная о продолжающемся в Петрограде политическом кризисе, Грушевский и его сторонники провозгласили принятие Первого универсала. В нем провозглашалась автономия Украины в составе России: «не отделяясь от всей России… народ украинский должен сам хозяйничать своей жизнью». Кроме того, отныне часть налогов, собранных на территории Малороссии, должна была оставаться на Украине «для покрытия ее собственных нужд». Иными словами, Центральная Рада ввела поборы с населения в свою пользу, фактически создав себе источник финансовой независимости. Вместе с тем платить налоги в общероссийский бюджет в Киеве не отказывались, дабы не спровоцировать Петроград на ответные действия.
Временное правительство обеспокоенно взирало на происходящие в Киеве события, однако учитывая относительную умеренность политики Центральной Рады, в Петрограде решили не делать резких движений. Кроме того, правительство Львова не желало еще больше усугублять политический кризис. В связи с этим Петроград решил пойти на компромисс с Киевом, признав возможность получения Украиной автономии, а также разрешив создание украинских частей в составе российской армии из числа находящихся на фронте подразделений.
Однако, не желая усугублять внутренние про противоречия, правительство Львова все равно их спровоцировало: из кабинета вышли несколько министров-кадетов, которые видели в уступках Центральной Раде прямое нарушение территориальной целостности России. В Киеве же фактическую капитуляцию бесхребетного Временного правительства встретили с восторгом, по поводу чего был издан Второй универсал, провозглашавший приверженность Рады политике единой России, но с украинской автономией в ее составе. Прощупывание «на слабо» оказалось успешным, первый полноценный шаг к созданию Украины как не-России был сделан.
***
Между тем, в результате очередного кризиса во главе Временного правительства встал Александр Керенский, который в качестве главы распадавшейся буквально на глазах страны был ничем не лучше того же Львова. Тем не менее, киевская Рада пока довольствовалась установившимся после Второго универсала положением. Однако политику выжидания и использования удобного момента никто не отменял. И он представился после Октябрьской революции, в результате которой Центральная Рада взяла курс на еще большее обособление от России. Понимая, что большевики вряд ли будут соблюдать достигнутые ранее между Радой и правительством Львова-Керенского договоренности.
Спустя несколько дней после взятия власти большевиками события резко ускоряются. Рада устанавливает контроль над военными и продовольственными вопросами, а также над путями сообщения. Более того, на заседании в середине ноября в Киеве Рада провозглашает свою власть не только над собственно малороссийскими губерниями (Екатеринославская, Херсонская, Холмская), но и над частью территорий Великороссии, а именно над регионами Курска и Воронежа. Более того, на волне новой революции и нарастания хаоса на всей территории России, где разгорается гражданская война между большевиками и сторонниками прежней власти, Киев развивает процесс, начатый первым универсалом: провозглашается Украинская народная республика (УНР). Впрочем, даже в этих условиях Рада не рискнула окончательно рвать взаимоотношения с Россией: УНР провозглашалась государством в составе общероссийской федерации.
Окончательный толчок к созданию независимой Украины спустя пару месяцев сделали сами большевики. В декабре 1917 года в Харькове был проведен Первый Всеукраинский съезд советов (естественно, заранее большевизированных), на котором сформировалось альтернативное украинское правительство, состоящее из большевиков. После этого при содействии правительства в Петрограде Красная гвардия пошла в наступление на отряды УНР.
Начавшиеся боевые действия привели к изданию Радой Четвертого универсала, где с целью отмежеваться от большевиков и создания условий для переговоров с Германией Малороссия была провозглашена «самостоятельным, ни от кого независимым, свободным суверенным государством украинского народа». Универсалом объявлялось о создании правительства Украины, взят курс на национализацию производства, а также было обещано созвать в ближайшее время Учредительное собрание. И несмотря на то, что вскоре сама УНР была разгромлены частями Красной гвардии и независимая республика как таковая перестала существовать, ее провозглашение Четвертым универсалом создало прецедент, на который в дальнейшем будут опираться разного рода «самостийные» политические силы на Украине.
Ситуация 1917 года повторилась в 1991 году, когда ослабшие и практически потерявшие возможность как-то влиять на ситуацию в республиках власти СССР во главе с Михаилом Горбачевым фактически безропотно наблюдали за созданием на территории Украины националистического и враждебного по своей сути в отношении России государства. Слабость власти в России, ее пассивность и нерешительность прямо пропорциональны смелости, наглости и решительности местечковых киевских политических авантюристов, которые уже дважды воспользовались охватившими Россию в трудные годы общественно-политическим кризисом в своих собственных целей.
Отсюда вывод: для удержания Украины России нужна сильная центральная власть, которая не будет безучастно взирать на происходящее на своих юго-западных окраинных рубежах. Она сейчас есть. И вновь со времен Ивана III является собирательницей земель на огромных пространствах от Карпат до Тихого океана.
Вместе с тем необходимо реалистично оценивать сложившуюся ситуацию. К сожалению, идея независимой «самостийной» Украины за прошедшие 25 лет довольно сильно укоренилась в сознании граждан страны. Начавшаяся в 2014 году война усилила эти настроения, а благодаря антироссийской пропаганде Киев продолжает выстраивать образ Москвы как главного агрессора, который якобы постоянно мешает Украине построить счастливое светлое завтра.
К несчастью, транслируемые госпропагандой тезисы разделяет немалая часть украинцев. Другая если и не разделяет, то уж точно выступает за независимую Украину, которая или занимает нейтральную позицию между Западом и Россией, или склоняется больше к Москве, но при этом, хочется вновь это подчеркнуть, выстраивает отношения с восточным соседом именно с позиций «незалежности», – так называемые «пророссийские» украинцы.
России все равно придется возвращать Украину. Однако вряд ли введение войск на ее территорию и создание условного «малороссийского федерального округа» является сейчас реалистичным вариантом. Благоприятное время для этого если и было, то уже безнадежно ушло еще летом 2014 года. А раз так, то и выстраивать свою стратегию по отношению к Киеву Москва должна с учетом популярности «самостийных» настроений среди украинцев.
Изменить сознание населения возможно, это не является невыполнимой задачей. В конце концов, качественная, продолжительная и четко выстроенная информационная кампания творит чудеса. И начинать возвращение Украины в Русский мир (естественно, после смены власти в Киеве) нужно именно с информационной работы с населением и формирования позитивного имиджа России с непременным акцентом на общее прошлое двух стран.
Исторический опыт универсалов был бы здесь, как нельзя кстати, ведь их идея, с одной стороны, не нарушает концепцию «самостийности» Украины, а с другой, не противоречит идее ее встраивания в Русский мир, поскольку, как уже было сказано, первые три универсала хоть и имели целью сделать Украину более самостоятельной, но все-таки провозглашали ее неотъемлемой частью России.
А уже после информационной работы с населением, можно приступать непосредственно к вопросам государственного строительства, где опыт универсалов также может оказаться полезен. Будет ли в будущем Украина частью федерации с Россией или автономией в ее составе, или будут избраны какие-то иные формы, покажет время. В любом случае, опыт столетней давности может оказаться в этом деле весьма полезным.