Когда имеешь дело с агрессором, очень трудно сделать выбор: воевать или торговать. И денег хочется, и еще больше хочется наказать его, супостата, рублем. Или евро. Как выйдет. Внимательно следил за парижским вояжем гаранта. Особенно, когда говорили о «Северном потоке-2». Сначала это было угрозой для Европы, потом – местью Украине. Они же, заразы, хотят лишить нас $2 млрд. доходов от транзита. А заодно Польшу и Словакию. Срочно формируем коалицию обиженных. Нет пустой трубе ГТС!
Не так давно по “ящику” сообщили, что глава нашего государства назвал проект российского газопровода очень серьезной угрозой для Украины. Главная цель которой отнюдь не экономическая или энергетическая выгода, а лишение Украины двух миллиардов долларов, которые она получает за транзит. “Это месть за Стокгольм, это месть за решительные антикоррупционные реформы в энергетической сфере…», – отметил Петр Порошенко.
Не важно, что «Северный поток-2″ стартовал еще в 2015 году: в рамках 19-го Петербургского международного экономического форума “Газпром”, E.ON SE, Royal Dutch Shell, OMV AG подписали меморандум о намерениях, предусматривающий сотрудничество по проекту “Северный поток-2”. А 31 июля 2015 года к этим компаниям присоединилась BASF/Wintershall.
Это произошло ровно за год до того, как наш Антимонопольный комитет героически оштрафовал “Газпром” на 172 млрд. грн. (!!!) за нарушение антимонопольного законодательства. Точнее, сам штраф был вполовину меньше, остальное проценты. Хотя транспортировкой российского газа по территории Украины занимается не “Газпром”, а дочерняя структура “Нефтегаза” – ДК «Укртрансгаз». Раз агрессор, то должен платить. Например, за монополизм.
Правда, тот газ, который “ходит” по нашей территории в Европу, мы обещали не трогать – из глубокого евроинтеграционного уважения к ЕС. Но кто знает, какого сорта моча может ударить в нашу голову. Придет какой-то Сема Семенченко и потребует распилить газопровод на металлолом. И что ты ему скажешь? Ни-че-го! Это все понимают. В том числе и европейцы.
Поэтому сразу после “железнодорожной блокады” они засуетились и подписали с “Газпромом” соглашение о выделении 1,425 млрд. евро в 2017 году в качестве первоочередного финансирования, что позволит уложиться в первоначальный график строительства газопровода – до конца 2019 года. Как раз, когда у нас пройдут архиважные выборы.
Неприятное обстоятельство. И все это понимают. Незадолго до визита во Францию, во время встречи с президентом Европейского Совета Дональдом Туском, который, как известно, поляк, а Польша от “Северного потока-2” теряет $400 млн. транзитных денег, Петр Порошенко заявил, что новый трубопровод является угрозой не только для Украины, но и для всего ЕС.
Почему угрозой для ЕС? Потому что они, евро-чудаки, не подумали о диверсификации энергоресурсов. И пошли на поводу у Кремля в вопросе “политически мотивированного” российского проекта. “Спасибо”, – ответили европейцы. И, как сообщил еврокомиссар по вопросам Энергетического союза Марош Шефчович, поддержали особый подход к созданию юридической базы для газопровода «Северный поток-2″.
В частности, министры энергетики ЕС отметили, что в случае построения «Северный поток-2″ должен действовать прозрачно и без дискриминации других участников рынка, под надежным надзором регулирующих органов и в соответствии с главными принципами международного энергетического права и законодательства ЕС в этой области.
Ключевые слова этой тирады “в случае построения”. То есть они, собаки европейские, все-таки намерились что-то строить. И даже очень ловко завели финансирование на объект до того, как американцы ввели новые санкции. Другими словами, пока Тиллерсон спорил с Сенатом насчет законопроекта, расширяющего санкции против РФ, европейские компании Engie, OMV, Shell, Uniper, Wintershall успели закинуть бабки на «Северный поток-2″.
И никакие наши аргументы о том, что новая труба мимо Украины (а заодно нашего стратегического газового партнера Словакии, которая теряет еще больше, чем Польша – $800 млн. транзитных средств), не возымели действия. Что же они так тупят, эти европейцы!
Пришлось прямо им сказать: дескать, вы, козлы, не понимаете, что мы тут из последних сил сдерживаем орды бурятов, а вы лишаете нас поступлений от транзита российского газа? Конечно, наша экономика растет, особенно на бумаге. Но не такими темпами, чтобы совсем отказаться от $2 млрд.
Да, «Газпром» – зверь, и «мстя» его страшна. Мы могли бы, конечно, отказаться от “кровавых денег” Кремля и швырнуть их ему в башню. Но $2 млрд. все-таки жалко. Поэтому формируем пул недовольных. Прочитал, что Порошенко обсудил с главами МИД Литвы и Швеции противодействие «Северному потоку-2″. Литва что-то теряет при строительстве нового газопровода, Швеция, кажется, ничего, но ей (Швеции) жалко Литву. И еще они дружат с другим “газификатором” Европы – Норвегией.
По случаю визита во Францию парили на этот счет Макрона. Но красавчег Эммануэль перевел разговор на другую тему и убедил нас в том, что “киевская княжна Анна Ярославна занимает важное место в истории отношений Парижа”. Его, видимо, заранее проинструктировали, на какие темы нужно говорить, чтобы отвлечь украинцев от «Северного потока-2″.
Вообще, не понимаю, зачем мы трогали Макрона. Он на посту президента без году неделя, только начал осваиваться. Франция в “антиукраинском газовом проекте” проходит где-то сбоку. А вот Германия является наибольшим лоббистом строительства «Северного потока-2″. Подозреваю, потому, что трубу планируется проложить по ее территории.
Ангела Меркель прямо выступила против решения Сената США об усилении санкций против России в части газовых проектов. Ее поддержали министр иностранных дел ФРГ Зигмар Габриэль и канцлер Австрии Кристиан Керн.
Поэтому надо было не Макрона парить, а звонить бабуле в Берлин и рассказывать, какие потери грозят европейским странам, если они будут участвовать в газовых проектах с Россией и, тем более, их финансировать. Правда, Меркель полностью погружена в предстоящие выборы, так как снова хочет стать канцлером Германии, и потому отдала “дрессировочную палочку” Макрону. Мол, ты пока займись Украиной, а я улажу вопрос своих выборов.
Так что в Берлин мы не звонили. Надеялись на добрую волю Евросоюза. Немного порадовались новости о том, что ”в ЕС отложили переговоры по Северному потоку”. Но потом оказалось, что это некорректный перевод. На самом деле переговоры никто не откладывал, их просто перевели на рабочий уровень. А когда рабочая группа все подготовит – итоговое решение представят министрам энергетики 28 стран ЕС.
Пытались мы шантажировать Европу тем, что не будем закупать у нее российский газ, а перейдем на сжиженный газ из США. Спикер Андрей Парубий во время встречи со спикером Палаты представителей США Полом Райаном обсудил этот вопрос, и они сошлись на том, что для Украины это будет дешевле. Как достроим терминал для приема сжиженного газа, который не успел соорудить Владислав Каськив и его приятель – испанский лыжный инструктор, так сразу и перейдем на американское топливо. А пока придется покупать у Словакии и Польши российский газ. Тем более что обе эти страны – наши союзники в борьбе с «Северным потоком-2».
Короче, на мой непрофессиональный взгляд, самой рациональной является позиция президента компании «Укртрансгаз» Игоря Прокопива: он еще в сентябре 2016 года сообщил, что оператор газотранспортной системы Украины готовится к работе в условиях полного прекращения транзита российского газа через украинскую территорию.
Молодец, Прокопив, понимает, что именно его «Укртрансгазу» придется решать вопрос с и профицитом мощностей газотранспортной системы Украины, и с простоем газокомпрессорных станций, и с сокращением расходов на содержание персонала.
По мнению известного энергетического эксперта и блогера Юрия Корольчука, до 2030 года только 12 тыс. км из ныне действующих 22 тыс. км магистральных газопроводов будут эффективно использоваться. Также из 72 компрессорных станций останутся действующими менее 20. Соответственно численность работников будет сокращена с 28 тыс. до 8 тыс. человек. Более того, если сотрудничество ЕС и России, а также России и Турции будет усиливаться, то ожидаемый кризис для ГТС Украины наступит не в 2030 году, а уже ближе к 2025 году.
Но это вовсе не повод распускать нюни. Напротив, от коллапса ГТС есть несколько политических плюсов. Во-первых, это еще один элемент расставания с постыдным советским прошлым. Перерезание пуповины, соединяющей нас с агрессором. Во-вторых, нам не случайно дали безвизовый “проездной” в Европу. Будет холодно – поедем погреемся. А сколько чудесного металлолома пополнит бюджет нашей сырьевой экономики! Короче, для законченных оптимистов нет худа без добра, а добра без худа. А мы, судя по всему, как раз уже законченные…