Госпожа Набиуллина собирается с визитом в США. Всю минувшую неделю после пожара в здании главного офиса ЦБ на Неглинной активно муссировалась тема о якобы покинувшей Россию главе ЦБ. Ломались копья, но данный информационный вброс оказался фейком.
Между тем, как стало известно, Эльвира Сахипзадовна действительно в ближайшее время покинет пределы России. Ее цель – визит в США, где в четверг, 6 сентября, глава российского Центробанка выступит в штаб-квартире Международного валютного фонда (МВФ).
Пресс-служба Банка России пока не сообщила о содержании предстоящего доклада, а также о круге лиц, с которыми госпожа Набиуллина намерена встретиться. И все же возникают вполне закономерные вопросы: зачем глава ЦБ собралась в Вашингтон? В чем цель ее визита? Возможно, ответ содержится в публикации, которая в преддверии визита появилась на страницах The Wall Street Journal, где госпожа Набиуллина сделала сенсационное признание о том, что российская экономика в обозримом будущем будет расти не более чем на 1-1,5% в год.
Данное заявление прозвучало как «гром среди ясного неба», ведь в майском Указе президента черным по белому написано, что отечественная экономика должна расти темпами выше среднемировых.
Жесткую отповедь по этому поводу сделал уполномоченный по правам предпринимателей при президенте России Борис Титов:
«Глава ЦБ заявила, что предыдущая модель экономического роста себя исчерпала. Хорошо, что Эльвира Сахипзадовна хотя бы для западной аудитории, наконец, признала очевидное. Для внутреннего использования она обычно говорит несколько иные вещи. Мы-то в Столыпинском клубе уже больше десяти лет твердим, что у сырьевой экономики нет будущего.»
Получается, у госпожи Набиуллиной в голове, как минимум, дуализм. Если для внутреннего потребления звучат одни слова, а за внешним периметром — совершенно другие. Внутри России ложь, а за ее пределами — правда?
По мнению бизнес-омбудсмена, именно политика российского Центробанка является одной из основных причин стагнации отечественной экономики.
Сегодня стало известно, что более 80% российских предпринимателей готовы избавиться от своих активов. Фактически идет речь о антипредпринимательской политике, которую, в т.ч., проводит и мегарегулятор.
Титов замечает:
«Почему российская экономика не может уйти от сырьевой зависимости, сколько бы громких и мотивирующих слов не говорилось на эту тему? Потому что есть простые вещи, которые от одних только слов не изменяются. Для бизнеса, не связанного с экспортом сырья, соотношение рентабельность инвестиций/ уровень рисков давно перестало быть выгодным. Риски (административное, уголовное давление, неэффективное госуправление) почти не уменьшаются, а рентабельность упала до рекордно низких за всю новейшую историю показателей.»
О том, что Центробанк намерен и дальше проводить жесткую монетарную политику, направленную на «высушивание» деловой активности, подтвердила и сама Эльвира Набиуллина в преддверии своего визита в Вашингтон:
«Сейчас немного факторов, которые бы говорили за снижение ставки. Есть значительное число факторов, которые говорят о сохранении ставки. Появились некоторые факторы, которые позволяют вынести и вопрос о возможном повышении ставки.»
Другими словами ЦБ плевать на то, что абсолютное большинство отраслей российской экономики, не связанных с добычей сырья и его транспортировкой за границу, имеют рентабельность значительно ниже, чем сегодняшняя ключевая ставка Центробанка плюс маржа коммерческих банков.
Наплевательское отношение было и ранее, но госпожа Набиуллина потвердила, что «плевки» в адрес реального производства не только продолжатся, но и усугубятся.
По мнению же уполномоченного по правам предпринимателей, главной причиной резкого падения рентабельности являются слишком дорогие кредиты. При этом ресурсы для инвестиций недоступны, а издержки — прежде всего тарифы т.н. естественных монополий (правильней их назвать «противоестественные структуры экономики по вышибанию денег из бизнеса и населения») и налоги исправно продолжают расти.
Спрос на конечную продукцию упал. Средний потребительский чек в магазине меньше, чем два года назад, несмотря на динамичный рост цен. Особенно на продукты первой необходимости. И кто же в этом виноват, задается вопросом господин Титов, и сам на него отвечает:
«Кто до 2014 года держал высокую ключевую ставку и до последнего момента валютный коридор? Тем самым дав заработать финансовым спекулянтам и крупным банкам миллиарды, придушив производственный сектор. Кто в 2014 году задрал эту ставку до небес и продолжает её держать высокой, хотя инфляция давно снизилась? Кстати, сегодня инфляция низкая, потому что резко упал потребительский спрос, а не из-за ограничения предложения ликвидности. Кто не дал развить институт специальных инструментов проектного финансирования ЦБ, а те мизерные инструменты, которые были до этого, просто заморозил, выдвинув банкам и предприятиям неприемлемые условия?»
Фактически господин Титов говорит о некомпетентности нынешнего руководства Банка России, которое выступало категорическим противником выделения средств для институтов развития и программ стимулирования спроса.
Бизнес-омбудсмен замечает, что угроза инфляции — смешная отговорка, особенно после того, как не менее 7 трлн рублей было выброшено на спасение проворовавшихся банков.
Титов подчеркивает:
«Кто уничтожал более мелкие банки, а вместе с ними сотни тысяч счетов, живых денег малых, средних, крупных производственных предприятий? В результате тысячи компаний вынуждены были обанкротиться, сотни тысяч людей потеряли свои рабочие места и зарплаты. Как тут расти спросу в экономике? Кто при этом категорически отклонил наши предложения застраховать вклады этих компаний? Так что пенять не на кого. Причина застоя — денежно-экономическая политика, главенствующая у нас уже почти 20 лет.»
Очевидно, жесткий монетарный подход, который исповедуют нынешние чиновники российского Центробанка, обанкротился. Но мало критиковать, необходимо предлагать конкретные варианты нивелирования существующих проблем и вывода экономики на траекторию устойчивого поступательного развития.
Тот же Столыпинский клуб уже неоднократно предлагал свои варианты решения проблем, в т.ч. «стратегию развития», с которой был ознакомлен президент Владимир Путин, поручивший продолжить работу по ее практическому применению.
Бизнес-омбудсмен, который по этому поводу встречался с главой российского государства, замечает:
«Отечественной экономике необходимы не косметические изменения, а «смена парадигмы экономической политики, идеологии, если угодно. Нужно заставить всех — и власть, и бизнесменов, и простых граждан — поверить в главную цель: качественный рост, создание современных рабочих мест. Конечно, риски преобразований есть, но они все равно ниже, чем риск, ничего не делая, скатиться в застой, риск медленной и мучительной смерти. Всегда приходится делать выбор. Или стабильность госбюджета и крупных банков, или рост реального сектора. Или прибыль инфраструктурных госмонополий, или успехи миллионов промышленных потребителей. Наконец, или жесткая политика ЦБ, или вложение (с возвратом) средств в будущее. Сначала, как говорится, наладить производство удочек, а потом заботиться о затратах на раздачу рыбы.»
Госпожа Набиуллина пока не ответила на прозвучавшую жесткую критику в свой адрес со стороны бизнес-омбудсмена, который не из теории, а из реальной практики знает, что происходит в экономике страны. Возможно, глава ЦБ даст ответы на поставленные вопросы во время пребывания у своих «кураторов» в столице США, где в свое время (в 90-е годы) был достигнут т.н. «вашингтонский консенсус», согласно которому Россия должна четко идти в фарватере рекомендаций МВФ и Всемирного банка.