Достаточно необычный факт: малому ракетному кораблю (МРК) «Козельск» (проект 22800 типа «Каракурт») еще далеко до окончания строительства, но он уже совершил первый дальний поход, продлившийся целый месяц. Правда — не в океане. А под буксирами и по внутренним водным путям России, через Азовское море, Дон и Волго-Балт. Потому что спущен на воду «Козельск», прежде называвшийся «Штормом», был на заводе «Море» в Феодосии 9 октября 2019 года. А доводить его до ума и сдавать флоту придется заводу «Пелла» в Ленинградской области, уже давно и успешно занимающемся созданием крупной серии «Каракуртов» для ВМФ РФ.
Мало того. Сегодня буксиры, которые привели «Козельск» на «Пеллу», снова держат курс на Феодосию. Там им предстоит забрать также недостроенный и только что спущенный на воду корпус еще одного МРК — «Охотска». И тоже оттащить его поближе к Питеру. Вне всякого сомнения, несколько позже тем же путем проследует и МРК «Вихрь», пока еще только пребывающий на феодосийском стапеле.
Вся эта картина, полагаю, способна очень обрадовать наших недоброжелателей на Украине. Как же! Выходит, несмотря на громкие заверения России о скором возрождении кораблестроительной промышленности «аннексированного» Крыма (прежде всего — в Севастополе, Феодосии и Керчи), несмотря на миллиардные капиталовложения, там до сих пор не в состоянии справиться с созданием боевых единиц даже весьма скромного водоизмещения. Хотя всем известно, что подключить Крым к производству «Каракуртов» в 2016 году велел не кто иной, как лично Владимир Путин. Чтобы дать феодосийским кораблестроителям работу, деньги и новые технологии. А заодно и силами всей страны восстановить из оставшегося после украинского хозяйничания пепла завод «Море».
Читайте также
Пенсионная реформа бьет по армии: Путин отдаст долги военным после девальвации
Правительство проигнорировало требования думского комитета по обороне и заморозило выплаты людям в погонах
Если кому-то в Киеве неожиданные приключения будущих российских «Каракуртов» на солнечном полуострове и в самом деле добавили радостных эмоций, то напрасно. Но прежде, чем пояснить — почему, пару слов о том, что было и что сталось сегодня с заводом «Море».
Во времена СССР это было совершенно уникальное и процветающее градообразующее предприятие. С конца 1950-х годов здесь строили боевые корабли и гражданские суда на подводных крыльях и на воздушных подушках. Большинство так радовавших наших туристов и отдыхающих у берегов Крыма и Кавказа, на Волге и на Днепре стремительных «Ракет», «Комет», «Восходов» родом из Феодосии. Как и советские еще быстроходные сторожевые катера проекта 1400 и 1400 М «Гриф», до сих пор стоящие на вооружении морских пограничников ФСБ РФ.
Но делами куда более значительного масштаба Феодосия занялась в конце 1970-х. Тогда на здешних верфях стали создавать самые передовые по тем временам корабли и катера для Военно-Морского флота СССР. Конкретно: десантно-штурмовые катера на воздушной подушке (КВП) проекта 1205 «Скат», десантные КВП проекта 1209 «Омар» и проекта 1206 «Кальмар», ракетно-артиллерийский КВП проекта 1238 «Касатка» и рейдовый тральщик на ВП проекта 1206 Т «Кальмар-Т». А с середины 80-х — и «Зубры», самые крупные в мире десантные корабли на воздушной подушке проекта 12322. Каждый такой способен в мгновение ока (на скорости 60 узлов или 111,12 км/час) по земле, воде, льду, преодолевая рвы, траншеи и минные заграждения, а также преграды типа «вертикальная стенка» высотой 1,5 метра доставить к месту высадки на вражеском побережье до батальона морской пехоты. Как варианты — три современных танка или десяток бронетранспортеров с усиленной ротой десанта.
К моменту распада СССР мы успели построить для своего ВМФ всего восемь могучих «Зубров». Потом грянул раздел флота с Украиной. После него России досталось пять таких кораблей, а Киеву — три («Краматорск», «Горловка», «Артемовск». Ни одного из них сегодня в строю ВМСУ не осталось). На стапеле в Феодосии остались еще два недостроенных «Зубра». Но завод «Море» начал быстро загибаться и судьба этих новостроек, казалось, окажется незавидной.
Надежды на возрождение производства «Зубров» в Феодосии вскоре вроде бы вспыхнули после того, как в дело решительно вмешался Китай. Такие корабли, как выяснилось, вполне годятся и для ВМС НОАК. Поэтому в 2009 году Пекин и Киев заключили весьма крупный контракт на строительство четырех десантных кораблей на воздушной подушке (два — в Крыму и два — в КНР) на просто умопомрачительную для Украины сумму в 350 миллионов долларов. Заодно Украина, наплевав на вопиющее нарушение интеллектуальных прав разработчика-России (проект 12322 создан петербургским ЦМКБ «Алмаз»), с готовностью передала китайцам и полный пакет технической документации по проекту.
Один «Зубр» (в украинской версии — проект 958 «Бизон») с горем пополам феодосийцы все же достроили и передали ВМС НОАК в апреле 2013 года. При строительстве второго случилась трагедия, поставившая под сомнение саму дееспособность разваливавшегося завода. 27 мая 2011 года на стоявший в достроечном цеху корабль на воздушной подушке из-за критического износа оборудования и нарушения техники безопасности рухнул мостовой кран. Погибли двое рабочих, у предназначенного для китайцев «Зубра» пробило две палубы. Тем не менее, стройку на заводе все же завершили. И заказ в страшной спешке морем отправили в Китай 1 марта 2014 года.
Почему так торопились в Киеве? Потому что до знаменитого крымского референдума о возвращении полуострова в Россию оставались считанные дни. Исход голосования был предрешен. И власти Украины отлично понимали, что в случае промедления отправлять второй «Зубр» в Китай будут уже совсем другие люди.
Читайте также
Балтийскому флоту настает подводный капут
На самом угрожаемом направлении у нас практически не осталось субмарин. Но этого не исправить еще лет десять
Каким же после того референдума феодосийский завод предстал перед очами вернувшей Крым Москвы? В апреле 2014 года на предприятие приехал курировавший в ту пору российскую «оборонку» вице-премьер Дмитрий Рогозин. По образованию журналист, он описал увиденное сочными красками: «Такое впечатление было, будто Украина его (завод „Море“ — „СП“) бомбила… С территории украли всё, что только смогли демонтировать, разобрали даже подъездную железнодорожную ветку. Лучшие инженерные и квалифицированные рабочие кадры уехали на заработки в Россию».
Словом, ситуация на «Море» была похоже на ту, которой Феодосия в 1945 году встречала воинов-победителей, возвращавшихся из поверженного Берлина. Тем не менее, в этих-то руинах и решено было как можно скорее начинать снова строить боевые корабли и гражданские суда. Для этого по решению Путина завод «Море» до 2020 года сделали филиалом весьма успешной частной кораблестроительной верфи «Пелла» (Ленинградская область).
Та как раз осваивала массовое производство новейших малых ракетных кораблей типа «Каракурт». Именно поэтому три из них и решено было заложить в Феодосии. Но перед этим «Пелла», по некоторым данным, потратила собственные 850 миллионов рублей на восстановление и модернизацию производства на «Море». Численность персонала там удалось снова довести до 1200 человек. Снова заработал основной корпусный цех, где создана современная производственно-технологическая линия для начального этапа строительства кораблей и судов.
Вы вправе спросить: если все так замечательно теперь на заводе «Море», почему едва начатые в строительстве в Феодосии малые ракетные корабли «Козельск», «Охотск» и «Вихрь» решено через полстраны на буксирах тащить по рекам в Ленинградскую область? На мой взгляд, внятное объяснение возможно единственное: кораблестроители Феодосии возвращаются к работе по прежнему профилю. То есть — скоро здесь снова в массовом порядке начнут строить уникальные боевые корабли и суда на воздушных подушках. Однако для этого прежде следует срочно освободить производственные мощности от недостроенных малых ракетных кораблей.
В подтверждение этой очень логичной, как представляется, догадке приведу несколько фактов.
Первый я бы назвал «китайским фактором». Дело в том, что еще по украинско-китайскому контракту Пекин заводу «Море» задолжал немалую сумму. Об этом в феврале 2015 года завил министр промышленной политики Крыма Андрей Скрынник. Вот его слова: «Задолженность КНР перед заводом „Море“ за второй корабль составляет 11,2 млн долларов. Долг заводу „Фиолент“, поставляющему системы автоматики для проекта, — порядка 2,6 млн долларов. Китай готов заплатить, но поиск компромисса в трехсторонних переговорах с украинской стороной проходит сложно».
К тому же китайцам, судя по всему, в одиночку не просто налаживать собственное производство кораблей на воздушной подушке. Требуется помощь крымчан. Недаром в феврале 2015 года агентство РИА «Новости» со ссылкой на неназванный источник в кораблестроительной отрасли РФ сообщило: «Феодосийский завод „Море“ будет достраивать „Зубры“ в Китае, как это и предполагалось в соответствии с контрактом (2009 года — „СП“). Просто раньше этим занимался Укроборонпром, а теперь — Рособоронэкспорт».
Но многим ли в Феодосии могут помочь Поднебесной если сами срочно не восстановят почти утраченные за десятилетия простоя технологические компетенции? Проще и быстрее всего этого добиться, если параллельно и самим возобновить строительство модернизированных «Зубров» и для ВМФ России тоже. Тем более, что «Зубров» у нас сегодня осталось всего два — «Евгений Кочешков» и «Мордовия». Оба на Балтийском флоте. А такие же точно не помешали бы и на Черном море, и на Каспии.
До недавних пор возобновление производства новых КВП как минимум активно обсуждалось во властных верхах РФ. В конце июля 2018 года точку в спорах о судьбе уникальных кораблей поставил вице-премьер правительства РФ Юрий Борисов. По его словам, обновленные «Зубры» вернутся в состав отечественного Военно-Морского флота до 2027 года.
Читайте также
Индия выбирает Запад: Почему все же Нью-Дели предпочел Rafale русским Су-30МКИ
Ряд слабостей вдруг обнаруженных у нашего «Фланкера» не убедили Москву
Реальные возможности для этого открылись после того, как к 2017 году рыбинское НПО «Сатурн» сумело взамен попавших под санкции украинских создать первые отечественные газотурбинные двигатели М70ФРУ-2 для кораблей «с динамическим принципом поддержания движения». А это как раз КВП и есть. Так что теперь ничто не мешает России в Феодосии снова заняться «разведением» долгожданных нашим флотом «Зубров». Тоже очень необходимые нам «Каракурты», во многом случайно и в спешке оказавшиеся на стапелях «Моря», этому бы только помешали.
А в это время
Феодосийский завод «Море» хотя и медленно, но все же уже делает первые шаги в восстановлении производства КВП. 7 февраля 2017 года там заложили головной пограничный сторожевой катер на воздушной подушке 2-го ранга проекта А25ПС для Пограничной службы ФСБ России. Проект разработан ООО «Судостроительная компания «Аэроход» (Нижний Новгород). Катер уже передан пограничникам в сентябре 2018 года и нынче несет службу в Джанкое, на крымском участке российско-украинской границы, проходящем через Сиваш.
Длина нового катера 17 метров. Два российских дизеля ЯМЗ позволяют ему разгоняться до 92 км/ч (50 узлов).
Директор завода «Море» Олег Зачиняев сообщил, что до 2020 года в Феодосии планируется выпуск целой серии из 20 катеров проекта А25ПС. Все они предназначены для службы в Береговой охране на Черном море.
Военное обозрение. Новости: Ряд стран Ближнего Востока проявляют интерес к С-400
Новости. Военное обозрение: Госдеп: Россия навязывает зенитные ракетные системы C-400 по всему миру