Кремль сажает олигархов себе на шею - «Экономика» » Новости Дня Сегодня
Кремль сажает олигархов себе на шею - «Экономика» 01:00 Понедельник 0 390
23-04-2018, 01:00

Кремль сажает олигархов себе на шею - «Экономика»



Материал комментируют:
Кремль сажает олигархов себе на шею - «Экономика»

Андрей Бунич

Валентин Катасонов

Глава ЦСР, экс-министр финансов Алексей Кудрин предостерег правительство РФ от оказания чрезмерной помощи компаниям, оказавшимся под санкциями. В «черном списке» Минфина США, напомним, доминируют структуры Олега Дерипаски, также включены компании Виктора Вексельберга, Игоря Ротенберга и члена правления «СИБУР» Кирилла Шамалова.

«Нужно помогать работать компаниям, чтоб они не остановились, но не надо компенсировать миллиардерам потерю их стоимости. У бюджета есть свои, другие задачи», — заявил Кудрин в интервью программе «Поздняков», которая выйдет на НТВ в понедельник, 23 апреля.

Таким образом глава ЦСР прокомментировал заявление министра финансов Антона Силуанова о том, что российские компании, подпавшие под санкции США, запросили у кабмина 100 млрд. рублей помощи ($ 1,63 млрд. по текущему курсу). «Немаленькая сумма», — отметил глава финансового ведомства.

Как заверил Силуанов, государство не собирается давать пострадавшим компаниям денег «в капитал». Но «ликвидность» им все же предоставит — через Промсвязьбанк, на базе которого создается опорный банк для гособоронзаказа и крупных госконтрактов.

«В первую очередь эта помощь должна быть направлена на поддержку трудовых коллективов, которые там работают, потому что вопросы занятости, зарплаты, безусловно, беспокоят правительство», — сказал Силуанов.


Чисто технически помощь может быть оказана в виде авансового финансирования. «Предположим, тот же самый утилизационный сбор (на продукцию тяжелого машиностроения, в том числе нефтегазового, и энергетического машиностроения, — „СП“) компаниям, попавшим под санкции, может быть предоставлен в опережающем порядке, и компании смогут использовать эти деньги как „оборотку“, в которой нуждаются», — пояснил глава Минфина.

Также, по его словам, помощь может быть предоставлена в виде закупки продукции — например, автобусов или автомобилей для коммунального хозяйства, — которую выпускают компании, находящиеся под санкциями.

Кроме того, Силуанов рассказал, что американские санкции подтолкнули кабмин к идее создать специальный орган в правительстве. Новая структура будет координировать ведомства и помогать попавшим под санкции компаниям: находиться в постоянном контакте с ними, изучать их потребности и готовить предложения для руководства правительства. По словам главы финансового ведомства, структура будет иметь статус департамента при министерстве — каком именно, он не уточнил.

Ранее о возможности создания особой «антисанкционной» структуры при правительстве рассказал президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. «Мое предложение — в порядке не могу сказать шутки — создать структуру под названием „Контрофак“. Поскольку в Минфине США имеется OFAC (управление по контролю за иностранными активами), то нам надо создать структуру „Контрофак“», — сказал Шохин.

Что стоит за планами кабмина, помогут ли они эффективно противостоять санкционному давлению США?

— 100 млрд. рублей помощи могут оказаться лишь первой ласточкой, — отмечает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. — Я не исключаю, что компании, подпавшие под санкции, правительство подсадит на регулярное финансирование. И мы никогда не узнаем, сколько на самом деле они получили госкредитов. Мы и раньше не знали, в какой степени эти компании зависят от государственных форм поддержки, и тем более не узнаем теперь.

Так что нет, я считаю, никакого основания доверять цифре, озвученной Силуановым. Долги того же «Русала» измеряются гораздо большей величиной, и мне совершенно непонятно, почему 100 млрд. рублей должны владельцев пострадавших компаний удовлетворить.

Только у одного «Русала» — и только убытки по бизнесу — уже сейчас потянут на названную сумму. Если же учитывать средства, необходимые ему на перекредитование, денег потребуется гораздо больше.

«СП»: — Почему же глава Минфина дает понять, что помощь ограничится сотней миллиардов?

— Возможно, чтобы успокоить общественность. Все же 100 млрд. рублей — это не так много. Хотя и это значительная сумма, сопоставимая с расходами, к примеру, на содержание Российской Академии наук.

Но лично меня, повторюсь, больше заботит другое — что реальные размеры помощи будут скрыты. Через договоренности с госбанками компании, оказавшиеся в «черном списке» Минфина США, я считаю, получат весьма крупные суммы.

«СП»: — Как было бы правильно поступить кабмину в этой ситуации?

— Провести национализацию этих компаний, провести их инвентаризацию, а затем передать все их долги в отдельную структуру. Чтобы досконально разобраться: что это за долги, нет ли среди них обязательств, сделанных владельцами специально, для покрытия своих расходов на Западе?

Сейчас же компаниям предлагается госпомощь по непрозрачной схеме. И наглость, с которой эта операция проводится, на мой взгляд, говорит об одном: мы будем иметь дело с «черной дырой», в которую под видом поддержки будет уходить все больше и больше средств.

«СП»: — Правительство собирается создать специальный департамент, который будет координировать ведомства и помогать попавшим под санкции компаниям. Это правильная идея?

— Такого департамента совершенно недостаточно. На мой взгляд, идея с департаментом вытекает из общего подхода руководителей экономического блока. Они считают, что санкции — некое временное явление. Что их кто-то вдруг ввел, но дальше мы приспособимся, и будем спокойно работать.

21 апреля стало известно: Антон Силуанов встретился с иностранными инвесторами в Вашингтоне, чтобы обсудить возможные действия в условиях санкций. Он уговаривает американцев вкладывать в Россию — исходя из того, что все будет как раньше. На деле, все теперь будет по-другому.

Наверняка нас ждут новые ограничительные меры со стороны США, дальнейшее вытеснение с мировых рынков, проблемы с доступом к технологиям и кредитам.

Значит, надо делать не департамент, который будет собирать заявки с «пострадавших», а потом оказывать им бесконечные услуги. Надо полностью перестраивать деятельность правительства. И прежде всего — менять долгосрочную стратегию развития страны и функционал ключевых экономических ведомств.

«СП»: — Какой должна быть эта стратегия?

— Теперь нам нужно надеяться только на собственные силы, и страховаться от возможного ужесточения санкционных мер. На мой взгляд, нужно восстанавливать — пусть в мягкой форме — монополию внешней торговли. Возможно, следует создать специальное ведомство по типу Минвнешторга СССР, которое бы проводило общую политику в отношении наших зарубежных «партнеров».

Нужно, кроме того, переориентировать наш экспорт и импорт на другие страны, менее зависимые от давления Вашингтона.

Это системная работа, причем на долгий период. И начинать ее нужно немедленно.

— Единственная правильная мера в нынешней ситуации — это национализация компаний, оказавшихся под санкциями, — уверен и председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, профессор кафедры международных финансов МГИМО (У) Валентин Катасонов. — Замечу, национализация не является радикальной мерой. В Западной Европе не раз проводили национализацию как предприятий реального сектора, так и банков. В той же Великобритании до сих пор некоторые банки остаются национализированными после кризиса 2007?2009 годов. Даже банки Уолл-стрита в США на некоторое время подвергались национализации — правда, впоследствии государство из них выходило.


Что до помощи нашим компаниям в 100 млрд. рублей — сумма мне представляемся крайне заниженной. Потери этих компаний наверняка существенно выше. Напомню: после обвала рубля, в январе 2015 года, кабмин принял программу чрезвычайной помощи экономике — она оценивалась в сумму свыше 2 трлн. рублей. Причем, из этой суммы 1,6 трлн. предназначалось для спасения российских банков. Как говорится, почувствуйте разницу.

Вместе с тем, надо понимать: при сохранении нынешнего статус-кво — принадлежности ведущих российских компаний олигархам — мы не решим проблем. Олигархи — сколько им денег не дай — будут стремиться вывести эти средства из-под контроля налоговой службы и регулирующих организаций, и перевести за рубеж. Достаточно напомнить, что деньги, выделенные в 2015 году российским банкам, так и не дошли до реального сектора экономики, и оказались на финансовых рынках за пределами РФ.

Я считаю, нет смысла наступать на те же грабли. Нам нужна не какая-то пожарная команда в виде «антисанкционного» департамента, а серьезное ведомство по типу Госплана СССР, которое бы выстраивало экономические цепочки между отраслями. Нужна, повторюсь, национализация и радикальная перестройка экономики — восстановление единого народнохозяйственного комплекса.

Санкции: Берлин намерен «выразить озабоченность» по поводу антироссийских санкций США


Материал комментируют: Андрей Бунич Валентин Катасонов Глава ЦСР, экс-министр финансов Ал ексей Кудрин предостерег правительство РФ от оказания чрезмерной помощи компаниям, оказавшимся под санкциями. В «черном списке» Минфина США, напомним, доминируют структуры Олега Дерипаски, также включены компании Виктора Вексельберга, Игоря Ротенберга и члена правления «СИБУР» Кирилла Шамалова. «Нужно помогать работать компаниям, чтоб они не остановились, но не надо компенсировать миллиардерам потерю их стоимости. У бюджета есть свои, другие задачи», — заявил Кудрин в интервью программе «Поздняков», которая выйдет на НТВ в понедельник, 23 апреля. Таким образом глава ЦСР прокомментировал заявление министра финансов Антона Силуанова о том, что российские компании, подпавшие под санкции США, запросили у кабмина 100 млрд. рублей помощи ($ 1,63 млрд. по текущему курсу). «Немаленькая сумма», — отметил глава финансового ведомства. Как заверил Силуанов, государство не собирается давать пострадавшим компаниям денег «в капитал». Но «ликвидность» им все же предоставит — через Промсвязьбанк, на базе которого создается опорный банк для гособоронзаказа и крупных госконтрактов. «В первую очередь эта помощь должна быть направлена на поддержку трудовых коллективов, которые там работают, потому что вопросы занятости, зарплаты, безусловно, беспокоят правительство», — сказал Силуанов. Чисто технически помощь может быть оказана в виде авансового финансирования. «Предположим, тот же самый утилизационный сбор (на продукцию тяжелого машиностроения, в том числе нефтегазового, и энергетического машиностроения, — „СП“) компаниям, попавшим под санкции, может быть предоставлен в опережающем порядке, и компании смогут использовать эти деньги как „оборотку“, в которой нуждаются», — пояснил глава Минфина. Также, по его словам, помощь может быть предоставлена в виде закупки продукции — например, автобусов или автомобилей для коммунального хозяйства, — которую выпускают компании, находящиеся под санкциями. Кроме того, Силуанов рассказал, что американские санкции подтолкнули кабмин к идее создать специальный орган в правительстве. Новая структура будет координировать ведомства и помогать попавшим под санкции компаниям: находиться в постоянном контакте с ними, изучать их потребности и готовить предложения для руководства правительства. По словам главы финансового ведомства, структура будет иметь статус департамента при министерстве — каком именно, он не уточнил. Ранее о возможности создания особой «антисанкционной» структуры при правительстве рассказал президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. «Мое предложение — в порядке не могу сказать шутки — создать структуру под названием „Контрофак“. Поскольку в Минфине США имеется OFAC (управление по контролю за иностранными активами), то нам надо создать структуру „Контрофак“», — сказал Шохин. Что стоит за планами кабмина, помогут ли они эффективно противостоять санкционному давлению США? — 100 млрд. рублей помощи могут оказаться лишь первой ласточкой, — отмечает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. — Я не исключаю, что компании, подпавшие под санкции, правительство подсадит на регулярное финансирование. И мы никогда не узнаем, сколько на самом деле они получили госкредитов. Мы и раньше не знали, в какой степени эти компании зависят от государственных форм поддержки, и тем более не узнаем теперь. Так что нет, я считаю, никакого основания доверять цифре, озвученной Силуановым. Долги того же «Русала» измеряются гораздо большей величиной, и мне совершенно непонятно, почему 100 млрд. рублей должны владельцев пострадавших компаний удовлетворить. Только у одного «Русала» — и только убытки по бизнесу — уже сейчас потянут на названную сумму. Если же учитывать средства, необходимые ему на перекредитование, денег потребуется гораздо больше. «СП»: — Почему же глава Минфина дает понять, что помощь ограничится сотней миллиардов? — Возможно, чтобы успокоить общественность. Все же 100 млрд. рублей — это не так много. Хотя и это значительная сумма, сопоставимая с расходами, к примеру, на содержание Российской Академии наук. Но лично меня, повторюсь, больше заботит другое — что реальные размеры помощи будут скрыты. Через договоренности с госбанками компании, оказавшиеся в «черном списке» Минфина США, я считаю, получат весьма крупные суммы. «СП»: — Как было бы правильно поступить кабмину в этой ситуации? — Провести национализацию этих компаний, провести их инвентаризацию, а затем передать все их долги в отдельную структуру. Чтобы досконально разобраться: что это за долги, нет ли среди них обязательств, сделанных владельцами специально, для покрытия своих расходов на Западе? Сейчас же компаниям предлагается госпомощь по непрозрачной схеме. И наглость, с которой эта операция проводится, на мой взгляд, говорит об одном: мы будем иметь дело с «черной дырой», в которую под видом поддержки будет уходить все больше и больше средств. «СП»: — Правительство собирается создать специальный департамент, который будет координировать ведомства и помогать попавшим под санкции компаниям. Это правильная идея? — Такого департамента совершенно недостаточно. На мой взгляд, идея с департаментом вытекает из общего подхода руководителей экономического блока. Они считают, что санкции — некое временное явление. Что их кто-то вдруг ввел, но дальше мы приспособимся, и будем спокойно работать. 21 апреля стало известно: Антон Силуанов встретился с иностранными инвесторами в Вашингтоне, чтобы обсудить возможные действия в условиях санкций. Он уговаривает американцев вкладывать в Россию — исходя из того, что все будет как раньше. На деле, все теперь будет по-другому. Наверняка нас ждут новые ограничительные меры со стороны США, дальнейшее вытеснение с мировых рынков, проблемы с доступом к технологиям и кредитам. Значит, надо делать не департамент, который будет собирать заявки с «пострадавших», а потом оказывать им бесконечные услуги. Надо полностью перестраивать деятельность правительства. И прежде всего — менять долгосрочную стратегию развития страны и функционал ключевых экономических ведомств. «СП»: — Какой должна быть эта стратегия? — Теперь нам нужно надеяться только на собственные силы, и страховаться от возможного ужесточения санкционных мер. На мой взгляд, нужно восстанавливать — пусть в мягкой форме — монополию внешней торговли. Возможно, следует создать специальное ведомство по типу Минвнешторга СССР, которое бы проводило общую политику в отношении наших зарубежных «партнеров». Нужно, кроме того, переориентировать наш экспорт и импорт на другие страны, менее зависимые от давления Вашингтона. Это системная работа, причем на долгий период. И начинать ее нужно немедленно. — Единственная правильная мера в нынешней ситуации — это национализация компаний, оказавшихся под санкциями, — уверен и председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, профессор кафедры международных финансов МГИМО (У) Валентин Катасонов. — Замечу, национализация не является радикальной мерой. В Западной Европе не раз проводили национализацию как предприятий реального сектора, так и банков. В той же Великобритании до сих пор некоторые банки остаются национализированными после кризиса 2007?2009 годов. Даже банки Уолл-стрита в США на некоторое время подвергались национализации — правда, впоследствии государство из них выходило. Что до помощи нашим компаниям в 100 млрд. рублей — сумма мне представляемся крайне заниженной. Потери этих компаний наверняка существенно выше. Напомню: после обвала рубля, в январе 2015 года, кабмин принял программу чрезвычайной помощи экономике — она оценивалась в сумму свыше 2 трлн. рублей. Причем, из этой суммы 1,6 трлн. предназначалось для спасения российских банков. Как говорится, почувствуйте разницу. Вместе с тем, надо понимать: при сохранении нынешнего статус-кво — принадлежности ведущих российских компаний олигархам — мы не решим проблем. Олигархи — сколько им денег не дай — будут стремиться вывести эти средства из-под контроля налоговой службы и регулирующих организаций, и перевести за рубеж. Достаточно напомнить, что деньги, выделенные в 2015 году российским банкам, так и не дошли до реального сектора экономики, и оказались на финансовых рынках за пределами РФ. Я считаю, нет смысла наступать на те же грабли. Нам нужна не какая-то пожарная команда в виде «антисанкционного» департамента, а серьезное ведомство по типу Госплана СССР, которое бы выстраивало экономические цепочки между отраслями. Нужна, повторюсь, национализация и радикальная перестройка экономики — восстановление единого народнохозяйственного комплекса. Санкции: Берлин намерен «выразить озабоченность» по поводу антироссийских санкций США

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl