«Взгляд», 30 лет: «Яркое было время, свободное» - «Общество» » Новости Дня Сегодня
«Взгляд», 30 лет: «Яркое было время, свободное» - «Общество» 08:00 Воскресенье 0 651
1-10-2017, 08:00

«Взгляд», 30 лет: «Яркое было время, свободное» - «Общество»


«Взгляд», 30 лет: «Яркое было время, свободное» - «Общество»

Мы завершаем серию публикаций о легендарной передаче отечественного телевидения. 2 октября 1987 года, напомним, программа впервые вышла в эфир.

Мало кто знает, что руководство советского телевидения планировало выход «Взгляда» дважды в неделю: по вторникам и пятницам. Шеф «молодежки» Эдуард Сагалаев, заинтересованный в расширении своего «манагерского» влияния, и понимавший перспективы проекта, проводил кастинг и даже сделал предложение заниматься вторничными эфирами Ларисе Кривцовой, только что приехавшей в Москву из Ярославля. (Много лет спустя мы вместе с Ларисой работали над фильмом «Был или не был». Он должен был выйти к 20-летию гибели самого знаменитого «взглядовца» — Влада Листьева, но по независящим от нас причинам так и не вышел. Часть собранного материала потом вошла в книгу «Мушкетеры перестройки», так что, если бы не Лариса, и этой книги, думаю, не было бы — авт.)

Но наверху решили, что еженедельный цикл для подобной передачи — наиболее адекватный формат. Да и в КЦ КПСС у многих «Взгляд» уже вызывал сильное раздражение, хотя от него и начинала тихонько фанатеть медийная общественность страны, шестидесятники и сочувствующие.

«СП»: — Лариса, как и когда впервые услышала о «Взгляде»?

— Я не услышала. Я увидела. И сразу поняла, что это выдающийся проект времени. Мне захотелось оказаться в команде «взглядовцев».

До приезда в Москву я работала на ярославском телевидении. Был момент, когда мы принимали участие в конкурсе молодёжных программ. Мой фильм занял призовое место, а награду вручал Сагалаев.

И когда я оказалась в Москве, то первый, к кому пришла устраиваться на работу, был Эдуард Михайлович. Он вспомнил меня и сказал:

«Иди к Лысенко, пиши заявление. Мы собираемся запускать „Взгляд“ по вторникам — будешь там работать».


Вообще, Лысенко в моей судьбе сыграл интересную роль. При первой встрече он принял моё заявление на работу и тут же отправил в командировку. Я должна была сделать два материала из своего родного Ярославля. Сейчас даже не помню про что. В памяти остался только огромный стадион, большое количество народа и я посреди стадиона, разговаривающая с этой публикой. Оба моих материала вышли в эфир в одной из пятничных программ «Взгляда».

При второй встрече, уже на московском канале, он в одночасье уволил меня и всю мою бригаду за то, что я в прямом эфире позволила раскритиковать методы его руководства, когда он возглавил МТК.

А при третьей встрече, в тот момент я уже работала на Первом, он вручал мне премию от московского Союза журналистов. Тогда я ему сказала: «Спасибо за то, что вы меня уволили, иначе я никогда бы не работала на Первом».

«СП»: — Не жалеешь, что отказалась от предложения Сагалаева (вести вторничные «Взгляды»)?

— К сожалению, вопрос со вторничным «Взглядом» так и не решился. Меня просили ещё и ещё подождать. А тут неожиданно предложили работать в московской редакции. Что скрывать, я очень хотела быть в этой замечательной команде «Взгляда». Разделяла их идеи. Но так сложилось, что стала заниматься другими проектами.

Жалею ли об этом? Наверное, да. Очень уж яркое было время, свободное.

«Похмелье» только после него стало очень тяжёлым.

«СП»: — В своей работе что-либо использовала «взглядовское» или такого нет в природе?


— Я попробовала сделать пилотный вариант женского «Взгляда». Проект назывался «Женская территория». Нас тоже было трое: я, американская журналистка и «свежая голова» — девушка из любой сферы деятельности, которая в тот момент была медиаперсоной.

«СП»: — Сотрудничала ли потом с кем-либо из «Взгляда»?

— Да, с тобой пытались снять фильм о Владе Листьеве, если помнишь. С журналистом Иваном Кононовым запускали проект для СТС «Большой куш». С режиссёром Сергеем Савушкиным делали марафон «Москва-850». С Сергеем Ломакиным сотрудничали на рок-фестивале «Нашествие».

Десять лет работала под руководством Константина Эрнста на Первом канале, но никогда не знала, что это именно он был режиссёром «Взгляда». Помню его в качестве ведущего программы «Матадор». Такой был смешной, застенчивый и длинноволосый. Очень трогательный, совсем не похож на сегодняшнего Эрнста.

«СП»: — Что дал этот проект нашей журналистике?

— Без «Взгляда» она сейчас была бы совершенно другой. Дело в том, что инициаторы создания «Взгляда» прекрасно понимали, что их задумка сработает только в одном случае: журналистам надо дать свободу. Чем больше, тем лучше. Естественно, с учётом реалий того времени: КПСС ещё наш рулевой и т. п.

С одной стороны, свобода была приманкой. Другим нельзя, а тебе можно. На это клюнули многие. И я бы тоже клюнула.

С другой стороны, был точный расчёт: без свободы ни о каком творческом раскрепощении и речи быть не может. Пожалуйста, выдумывай, но только если решаешь главную задачу.

Именно тогда, во времена «Взгляда», и начали активно развиваться многие направления и методы журналистики, которые сегодня считаются классическими.

Например, журналистское расследование. Именно во «Взгляде» ведущий стал не просто «подставкой под микрофон», а активным участником событий. Обратная связь со зрителями в прямом эфире тоже стала фирменной фишкой «Взгляда» и т. д.

«СП»: — Кто был любимым ведущим?

— Никого не выделяла. Своей интеллигентной нелепостью запомнился Дима Захаров.


«СП»: — Помнишь ли «взглядовское детище» ТВ-6? Как оцениваешь?

— Как ни странно, «Взгляд» помним, а ТВ-6 нет. Значит, что-то там было не так. Телевизионный продукт становится запоминающимся, если попадает вовремя. Значит, они не попали.

Та энергия свободы, которая вырвалась, извини за тавтологию, на свободу, была настолько большой, что многие, кто ею питался, «перегорели». С другой стороны, эта энергия привела к созданию нескольких телевизионных каналов. В том числе и ТВ-6. И НТВ, хотя его создатели Олег Добродеев и Евгений Киселёв могут со мной не согласиться.

Да и в регионах многие частные, да и порой государственные, компании старались брать за модель своей работы именно журналистские придумки «Взгляда».

«СП»: — Изменилось ли отношение к «Взгляду» за эти три десятилетия с точки зрения профессиональной, Лариса? Человеческой?

— «Не сотвори себе кумира». Об этом я тоже порой думаю, когда вспоминаю свои «отношения» с «Взглядом».


Мы завершаем серию публикаций о легендарной передаче отечественного телевидения. 2 октября 1987 года, напомним, программа впервые вышла в эфир. Мало кто знает, что руководство советского телевидения планировало выход «Взгляда» дважды в неделю: по вторникам и пятницам. Шеф «молодежки» Эдуард Сагалаев, заинтересованный в расширении своего «манагерского» влияния, и понимавший перспективы проекта, проводил кастинг и даже сделал предложение заниматься вторничными эфирами Ларисе Кривцовой, только что приехавшей в Москву из Ярославля. (Много лет спустя мы вместе с Ларисой работали над фильмом «Был или не был». Он должен был выйти к 20-летию гибели самого знаменитого «взглядовца» — Влада Листьева, но по независящим от нас причинам так и не вышел. Часть собранного материала потом вошла в книгу «Мушкетеры перестройки», так что, если бы не Лариса, и этой книги, думаю, не было бы — авт.) Но наверху решили, что еженедельный цикл для подобной передачи — наиболее адекватный формат. Да и в КЦ КПСС у многих «Взгляд» уже вызывал сильное раздражение, хотя от него и начинала тихонько фанатеть медийная общественность страны, шестидесятники и сочувствующие. «СП»: — Лариса, как и когда впервые услышала о «Взгляде»? — Я не услышала. Я увидела. И сразу поняла, что это выдающийся проект времени. Мне захотелось оказаться в команде «взглядовцев». До приезда в Москву я работала на ярославском телевидении. Был момент, когда мы принимали участие в конкурсе молодёжных программ. Мой фильм занял призовое место, а награду вручал Сагалаев. И когда я оказалась в Москве, то первый, к кому пришла устраиваться на работу, был Эдуард Михайлович. Он вспомнил меня и сказал: «Иди к Лысенко, пиши заявление. Мы собираемся запускать „Взгляд“ по вторникам — будешь там работать». Вообще, Лысенко в моей судьбе сыграл интересную роль. При первой встрече он принял моё заявление на работу и тут же отправил в командировку. Я должна была сделать два материала из своего родного Ярославля. Сейчас даже не помню про что. В памяти остался только огромный стадион, большое количество народа и я посреди стадиона, разговаривающая с этой публикой. Оба моих материала вышли в эфир в одной из пятничных программ «Взгляда». При второй встрече, уже на московском канале, он в одночасье уволил меня и всю мою бригаду за то, что я в прямом эфире позволила раскритиковать методы его руководства, когда он возглавил МТК. А при третьей встрече, в тот момент я уже работала на Первом, он вручал мне премию от московского Союза журналистов. Тогда я ему сказала: «Спасибо за то, что вы меня уволили, иначе я никогда бы не работала на Первом». «СП»: — Не жалеешь, что отказалась от предложения Сагалаева (вести вторничные «Взгляды»)? — К сожалению, вопрос со вторничным «Взглядом» так и не решился. Меня просили ещё и ещё подождать. А тут неожиданно предложили работать в московской редакции. Что скрывать, я очень хотела быть в этой замечательной команде «Взгляда». Разделяла их идеи. Но так сложилось, что стала заниматься другими проектами. Жалею ли об этом? Наверное, да. Очень уж яркое было время, свободное. «Похмелье» только после него стало очень тяжёлым. «СП»: — В своей работе что-либо использовала «взглядовское» или такого нет в природе? — Я попробовала сделать пилотный вариант женского «Взгляда». Проект назывался «Женская территория». Нас тоже было трое: я, американская журналистка и «свежая голова» — девушка из любой сферы деятельности, которая в тот момент была медиаперсоной. «СП»: — Сотрудничала ли потом с кем-либо из «Взгляда»? — Да, с тобой пытались снять фильм о Владе Листьеве, если помнишь. С журналистом Иваном Кононовым запускали проект для СТС «Большой куш». С режиссёром Сергеем Савушкиным делали марафон «Москва-850». С Сергеем Ломакиным сотрудничали на рок-фестивале «Нашествие». Десять лет работала под руководством Константина Эрнста на Первом канале, но никогда не знала, что это именно он был режиссёром «Взгляда». Помню его в качестве ведущего программы «Матадор». Такой был смешной, застенчивый и длинноволосый. Очень трогательный, совсем не похож на сегодняшнего Эрнста. «СП»: — Что дал этот проект нашей журналистике? — Без «Взгляда» она сейчас была бы совершенно другой. Дело в том, что инициаторы создания «Взгляда» прекрасно понимали, что их задумка сработает только в одном случае: журналистам надо дать свободу. Чем больше, тем лучше. Естественно, с учётом реалий того времени: КПСС ещё наш рулевой и т. п. С одной стороны, свобода была приманкой. Другим нельзя, а тебе можно. На это клюнули многие. И я бы тоже клюнула. С другой стороны, был точный расчёт: без свободы ни о каком творческом раскрепощении и речи быть не может. Пожалуйста, выдумывай, но только если решаешь главную задачу. Именно тогда, во времена «Взгляда», и начали активно развиваться многие направления и методы журналистики, которые сегодня считаются классическими. Например, журналистское расследование. Именно во «Взгляде» ведущий стал не просто «подставкой под микрофон», а активным участником событий. Обратная связь со зрителями в прямом эфире тоже стала фирменной фишкой «Взгляда» и т. д. «СП»: — Кто был любимым ведущим? — Никого не выделяла. Своей интеллигентной нелепостью запомнился Дима Захаров. «СП»: — Помнишь ли «взглядовское детище» ТВ-6? Как оцениваешь? — Как ни странно, «Взгляд» помним, а ТВ-6 нет. Значит, что-то там было не так. Телевизионный продукт становится запоминающимся, если попадает вовремя. Значит, они не попали. Та энергия свободы, которая вырвалась, извини за тавтологию, на свободу, была настолько большой, что многие, кто ею питался, «перегорели». С другой стороны, эта энергия привела к созданию нескольких телевизионных каналов. В том числе и ТВ-6. И НТВ, хотя его создатели Олег Добродеев и Евгений Киселёв могут со мной не согласиться. Да и в регионах многие частные, да и порой государственные, компании старались брать за модель своей работы именно журналистские придумки «Взгляда». «СП»: — Изменилось ли отношение к «Взгляду» за эти три десятилетия с точки зрения профессиональной, Лариса? Человеческой? — «Не сотвори себе кумира». Об этом я тоже порой думаю, когда вспоминаю свои «отношения» с «Взглядом».

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl