5 октября в России отмечают День учителя, а значит, есть отличный повод поговорить о проблемах этой вроде бы самой гуманной, наряду с врачом, профессии. То, что она не считается престижной — это, как говорится, не новость. Я сам заканчивал филфак педагогического и знаю, что сейчас абсолютное большинство однокашников в школе не работает, а многие не проработали там и одного дня.
Новыми являются только причины непрестижности учительского труда. Прежде таковой была только низкая заработная плата. Не сказать, чтобы и сейчас она стала сопоставима с доходами менеджеров крупных компаний, но и низкой ее тоже не назовешь. Тут еще надо иметь в виду график — учитель работает или до обеда по основному курсу средней школы и/или несколько часов после, если ведет курсы или кружки. Отдыхают педагоги тоже поболее многих других специальностей — во время каникул. Причем на летние приходится, как правило, весьма продолжительный отпуск. Ну и расположены школы, что называется, в шаговой доступности.
Тем не менее, популярности учительскому труду все эти приятные бонусы не приносят. Попробуем разобраться почему.
В центре ученик, а не учитель
Даже если бы зарплата соответствовала в полной мере притязаниям отцов и матерей семейств, далеко не каждый (или чаще каждая) согласится вкусить всех прелестей непростого воспитательно-образовательного процесса. Дело в том, что принципы учебно-педагогической работы ныне принципиально иные, нежели 15, а тем более 25 лет назад. В советской системе образования учитель был главной фигурой, которого по определению ученики должны были если не любить, так уважать и бояться точно.
С крушением социализма все перевернулось с головы на ноги — задули новые ветры, непонятно куда несущие в такой консервативной области, как образование. До ювенальной юстиции, к счастью, они пока не додули, но вот учителей уже превратили в аморфных поставщиков неких образовательных услуг в соответствии с неким стандартом. Теперь ученик стал центром школьной Вселенной, где считается, что ребенок становится личностью, чуть ли не встав с горшка, еще, так сказать, в ползунках.
А вот при устройстве на работу учителем требуется пройти освидетельствование у психиатра и нарколога. Видимо, нужна проверка, в здравом ли уме и трезвой памяти они на все это подписываются. Теперь же получается, что презумпция невиновности для представителей самой гуманной профессии не действует. Тем более что нужно еще и получить справку об отсутствии судимости
При этом сами учителя не защищены от агрессии — никто у подростков и их родителей освидетельствования в свою очередь не требует. Стоит ли удивляться, что школьник в подмосковной Ивантеевке пошел по стопам рехнувшихся сверстников в Соединенных Штатах и открыл стрельбу в учебном заведении? Это прямое следствие отказа от деспотичной, но во многом соответствующей менталитету нашей страны педагогоцентрической системы в пользу североамериканской и западноевропейской с приматом прав ребенка, притом, что его мировоззрение еще не сформировалось, юридически ответственности он еще не несет или несет не в полной мере. Естественно, это очень усложняет работу учителей и далеко не каждый с этим укладом готов согласиться.
ЕГЭ не подходит для многих дисциплин, особенно гуманитарных
Можно спорить, насколько вообще хороша технология проверки знаний, основанная на тестах, но то, что она не подходит для гуманитарных предметов, — по мнению автора этих строк, кандидата филологических наук и отца школьника, очевидно. Собственно, введение обязательного сочинения уже само по себе признание того, что проверить знания по литературе, истории и даже русскому и иностранным языкам с помощью письменных вопросов-ответов в полной мере нельзя.
По физике, химии и обязательной математике еще как-то можно судить о знаниях, полученных учащимся, при выполнении тестовых заданий, да и то относительно, поскольку не видит экзаменатор ход мысли сдающего экзамен. Неясно, тупо заучил он и после сдачи ЕГЭ сразу же выбросил из головы все формулы или понимает, что к чему, и способен решать нетривиальные задачи и упражнения. В гуманитарных же специальностях такой подход уж точно не катит, как выражаются современные подростки. Тут нужно уже точно видеть способность рассуждать выпускника, причем не только письменно, но и устно. Развита ли речь, есть ли образное мышление — понять все это при проведении ЕГЭуйки решительно невозможно.
Вот и не нравится многим потенциальным педагогам, что вместо передачи реальных знаний, помощи в освоении необходимых умений и навыков им приходится готовить подопечных к быстрому заполнению тестовых листов с вкраплением, так сказать, творческих задач. В результате процесс реального обучения смещается в область так называемого дополнительного образования, т.е. на занятия в кружках и на курсах. И это притом что и по основному курсу ребята основательно перегружены.
Не случайно все большую популярность набирает вариант домашнего обучения. Родители, отдавшие предпочтение, очевидно, окончательно утратили веру в школу и считают, что справятся лучше сами.
Отсутствие формы для учеников всей страны и наличие огромного количества отчетов для учителей
Как ни странно, но учителя старой, советской, как говорится, закалки чаще всего жалуются даже не на ЕГЭ, как можно было бы подумать, а на… отсутствие школьной формы у учащихся. Нет, во многих классах, преимущественно начальных, и школах, в основном гимназиях и колледжах, она есть, но вот общей, как было во времена СССР, нет. И это не «есть гуд» по многим соображениям.
Прежде всего, потому что форма дисциплинирует учащихся — даже малышам понятно, что надо беречь честь мундира. Во-вторых, как, на взгляд автора этих строк, совершенно справедливо считается, форменные пиджаки или платья, брюки или юбки сглаживают социальные различия между ребятами, что в школе они все равны вне зависимости от того, кем является папа и кем работает мама. В-третьих, единая парадная и повседневная школьная важна для единства страны — вне зависимости от того, где проживает ребенок, она подчеркивала бы его принадлежность к России.
А у учителей тем временем свои проблемы — их, действительно, освободили от многих бумажных формальностей, чтобы тут же загрузить заполнением еще большего количества электронных. Ну или продублировать — теперь, помимо обычного, имеется еще и электронный дневник. Для родителей, конечно, это удобно, но вот учителям добавляет забот.
Впрочем, это все мелочи по сравнению с отчетами и планами, которые писать сеющим разумное, доброе и вечное приходится часто и помногу, как когда-то в Госплане. Нужно это все школе для рейтинга, а самим педагогам для повышения квалификационной категории. Отсутствие последних мешает возвращению в школу тех, кто в лихие 1990-е гг. уходил в другие области или, например, в науку. Диплом кандидата наук и даже доктора ничего в этом плане не гарантирует. Научные дипломы вроде как и не совсем дипломы.
Отсутствие единого учебного пособия
Согласитесь, что это странная ситуация, когда дети в одной стране должны учиться по разным учебникам, но еще удивительнее, что учителя должны учить своих подопечных по совершенно разным пособиям. Получается, перейдя из одной школы в другую, педагог должен приспосабливаться к новой для себя методике и к новым нюансам.
Почему нельзя сделать одно единое учебное пособие по каждому предмету, почему должны быть единые стандарты и единый же госэкзамен, но не может быть единого учебника? Понять это решительно невозможно.
Можно его дополнять и расширять какими-то вспомогательными материалами, но должен быть стержень, вокруг которого строится и вертится все обучение, в какой бы географической точке на карте страны школа ни находилась.
Как и общая для всех форма, это была бы еще одна мощная, как принято говорить, скрепа для духовного пространства нашей страны. В советские годы это прекрасно понимали и не создавали кучу конкурирующих педагогических проектов. Точнее, именно проектов как таковых может быть сколько угодно много, но утвержден в качестве стандарта должен быть только один. Как говорится, лучше меньше, но лучше.
Единство ученических пособий по всей территории России, помимо всего прочего, нивелирует разницу между крупными городами, где больше выбора лучшего пособия из всех имеющихся, и маленькими городками и поселками. Дети должны иметь равный доступ к учебной информации не только в электронных версиях, но и на бумаге.
А так нет логики — ЕГЭ вроде как должен уравнять шансы для ребят из разных регионов и просто школ, но готовятся они по разным книжкам. Да и несправедливо это, ведь какой-то учебник может оказаться лучше, какой-то похуже.
Нет детской организации по типу пионерии и юношеского аналога комсомола
Одной из первых жертв падения Советской власти в августе 1991 г. стал Ленинский комсомол, последнее руководство которого быстренько превратило его в какой-то неблагозвучный Россомол. Как и в случае с СНГ, это оказалось не сменой вывески, как многие наивно полагали, а фактически полным разделением. У самых разных партий и партеек появились свои молодежные крылья, а вот о единой мощной организации, которая воспитывала бы молодежь на идеалах, близких духу народов, живущих в России, — коллективизма, товарищества, патриотизма, обостренного чувства социальной справедливости и уважения к старшим, можно было уже забыть.
Для школы это был тяжелейший удар, тем более что он был не один. Вслед за комсомолом канула в Лету октябрятская организаций и во многом пионерия. Последняя, слава Богу, не в полной мере — во многих школах есть до сих пор пионерские дружины, где не забыли, что «пионер — всем ребятам пример». Ежегодно 19 мая под эгидой КПРФ на Красной площади тысячам ребят повязывают алые галстуки.
Попытки внедрения на Руси всяческих аналогов типа скаутов не увенчались успехом. Так что сложилась уникальная ситуация — пионерских лагерей сохранилось много, а вот самих пионеров как-то не очень.
Между тем, без организаций для малышей, детей и подростков воспитательный процесс далеко не столь эффективен, как прежде. Все получается стихийно, да и многие механизмы контроля утрачиваются. Ну и один очень важный для ребят дух соперничества. Делом чести каждых «бешек» во времена СССР было обставить «ашек», например, по сбору макулатуры, а у тех, скажем, выиграть в футбольный матч. Это был отличный механизм, который направлял энергию ребят в нужное и полезное русло.
Что касается комсомола, так это был еще и полноценный орган самоуправления, а также настоящая творческая лаборатория, где проявили себя очень многие таланты. Не случайно люди самых разных взглядов и профессий до сих пор с теплотой вспоминают ВЛКСМ и поют с душой: «Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым!»
Для учителей сейчас бы и октябрята с их звездочками, и пионеры с их металлоломом, как в легендарном мультике про Чебурашку и крокодила Гену, и уж, конечно, комсомольцы были бы первыми помощниками. К сожалению, утратить лучшее легко, а вот вернуть, хотя и возникла в нашем обществе идея о Всероссийском движении школьников, куда труднее.
Через тернии в класс
Для улучшения ситуация и привлечения талантливых кадров в школу не нужно изобретать велосипед. Достаточно вспомнить многие традиции недавнего светлого прошлого. Уж в образовании советское точно значит отличное — тут и те же детские и подростковые организации, и признание главенствующей роли учителя.
Необходимо также создать условия, чтобы уходившие из сферы образования в 1990-е гг. могли в нее спокойно вернуться. В частности, нужно пересмотреть систему категорий — странно, что ученый, например, не имеет никакой преподавательской категории в среднем учебном заведении. Все освидетельствования, которые требуются для того, чтобы человек был допущен на занятия, должны оплачиваться из бюджета. Сейчас получается так, что это должен делать устраивающийся на работу в школу, который, может, еще и не устроится. В общем, чем меньше препятствий, тем больше будет квалифицированных педагогов в российских школах, а сама эта великая профессия станет, наконец, в полной мере востребованной и уважаемой. Она этого точно заслуживает. И не только в День учителя.