В конце 60-х основным средством доставки американского стратегического ядерного потенциала стали баллистические ракеты подводных лодок и межконтинентальные баллистические ракеты, размещённые в шахтах. В связи с тем, что система ПВО СССР гарантированно уничтожала на подходе к защищаемым объектам большую часть бомбардировщиков противника, американская стратегическая авиация, являвшаяся первоначально основной ударной силой, перешла на вторые роли.
После утраты стратегической авиацией функций основного носителя и в связи с запретом атмосферных ядерных испытаний тематика опытно-исследовательских работ, проводимых на авиабазе «Киртланд» в штате Нью-Мексико, серьёзно изменилась. Расформированию подверглись испытательные авиагруппы, участвовавшие в атмосферных испытаниях на Невадском ядерном полигоне. Значительная часть ядерных и водородных авиационных бомб из арсенала стратегической авиации, хранившихся на объекте «Манзано», была отправлена на утилизацию и переработку. В то же время в лаборатории «Сандия» значительно возрос объём исследований, направленных на конструирование малогабаритных и универсальных зарядов с изменяемой мощностью взрыва.
Большим успехом, достигнутым в Лос-Аламосской Национальной ядерной лаборатории в Нью-Мексико, можно считать создание термоядерной авиационной бомбы В-61, в конструировании которой также принимали участие специалисты лаборатории «Сандия», размещённой в окрестностях авиабазы «Киртланд».
Макет термоядерной авиабомбы В-61
Этот авиационный боеприпас, первая модификация которого создана в далёком 1963 году, до сих пор состоит на вооружении ВВС США. Благодаря отработанной конструкции, что обеспечивало высокую надёжность, приемлемым массе и габаритам и возможности ступенчатого регулирования мощности взрыва, В-61 по мере создания новых модификаций вытеснила с вооружения все другие ядерные бомбы в стратегической, тактической и морской авиации. Всего известно 12 модификаций В-61, из которых до недавнего времени 5 состояло на вооружении. На модификациях 3, 4 и 10, предназначенных главным образом для тактических носителей, может быть установлена мощность: 0.3, 1.5, 5, 10, 60, 80 или 170 кт. Версия для стратегической авиации В-61-7 имеет четыре установочные мощности, с максимумом 340 кт. В то же время в самой современной противобункерной модификации В-61-11 имеется только один вариант боезаряда 10 кт. Эта заглубляющаяся в грунт бомба по сейсмическому воздействию на подземные бункеры и шахты МБР эквивалентна 9-ти мегатонной B-53 при взрыве на поверхности. В будущем корректируемая В-61-12, также имеющая возможность ступенчатого изменения мощности, должна заменить все ранние модели кроме В-61-11.
С момента начала производства в арсеналы поступило более 3000 термоядерных бомб В-61 различных модификаций. В 70-90-е годы именно В-61 составляли значительную часть хранимого внутри горы Манзано ядерного оружия. Если верить информации, опубликованной МО США, сейчас на вооружении состоит примерно 550 бомб. Из них приблизительно 150 предназначены для доставки стратегическими бомбардировщиками В-52Н и В-2А, ещё 400 – это тактические бомбы. Примерно две сотни В-61 находятся в резерве на базах долговременного хранения.
В данный момент центр хранения ядерного оружия «Манзано», организационно являющийся частью авиабазы «Киртланд», находится в ведении 498-го «ядерного» авиакрыла, взаимодействующего с Министерством энергетики. В обязанности персонала 498-го авиакрыла входит хранение, ремонт и обслуживание ядерных боеприпасов и отдельных компонентов, а также обеспечение безопасного обращения с ядерными материалами.
В 70-е годы тематика проводимых на авиабазе оборонных исследований значительно расширилась. Специалисты «Центра специального оружия ВВС» и лаборатории «Сандия», пользуясь близостью к полигонам «Тонопа» и «Уайт Сандз», осуществляли отработку различных ядерных боеприпасов, без установки на них основного заряда.
Спутниковый снимок Google Earth: ядерный реактор в окрестностях авиабазы «Киртланд»
В 6 км к югу от основной ВПП и ангаров авиабазы расположен подземный исследовательский ядерный комплекс, эксплуатируемый специалистами лаборатории «Сандия». По сведениям, публикуемым в открытых источниках, здесь имеется исследовательский реактор, предназначенный для моделирования процессов, происходящих при ядерном взрыве и исследования радиационной стойкости различных электронных схем и устройств, используемых в оборонных и аэрокосмических системах. Стоимость содержания данного объекта превышает $10 млн. в год, и на нём предпринимаются беспрецедентные меры безопасности.
На охраняемой территории в радиусе нескольких километров от ядерной лаборатории раскидано множество испытательных объектов, стендов и опытных полей. В этом районе проводятся эксперименты по воздействию на различные материалы высоких температур и взрывчатых веществ, испытываются средства спасения и связи, имеется бассейн с высотным подъёмным краном, где исследуется приводнение летательных и космических аппаратов. На огороженном шестиметровым бетонным забором опытном поле изучается уязвимость военных самолётов и вертолётов к обстрелу различными боеприпасами.
На двух специальных треках протяженностью 300 и 600 метров проводятся «краш-тесты», в которых изучают последствия столкновений образцов техники и вооружения с различными объектами. Испытательные треки оборудованы высокоскоростными видеокамерами и лазерными измерителями скорости. Один из треков построен на месте где в прошлом находилась мишень для бомбометания и неподалёку до сих пор сохранились воронки от крупнокалиберных авиабомб.
В 1992 году специалисты «Сандийской национальной лаборатории» в ходе исследований в области обеспечения безопасности ядерных объектов разогнали списанный истребитель «Фантом» на специальных салазках с реактивными ускорителями и разбили его об бетонную стену. Целью этого эксперимента было выяснить на практике толщину стен железобетонного укрытия, способного выдержать падение на него реактивного самолёта.
За пределами охраняемой территории объекта «Сандия» находится лаборатория по изучению солнечной энергии. На площади 300х700 метров установлено несколько сотен крупногабаритных параболических зеркал, концентрирующих «солнечные зайчики» на вершине специальной башни. Здесь энергия солнечных лучей используется для получения химически чистых металлов и сплавов. Температура концентрированных солнечных лучей такова, что птицы, случайно залетающие в них, мгновенно сгорают. По этой причине данный объект подвергался критике со стороны защитников природы, и впоследствии во время проведения экспериментов по периметру объекта стали включать динамики, отпугивающие птиц.
Спутниковый снимок Google Earth: лабораторный комплекс по изучению энергии Солнца
Другим направлением, развиваемым в киртланском филиале Air Force Research Laboratory (АFRL) – «Лаборатории исследований ВВС», стало создание боевых лазеров. До 1997 года филиал в «Киртланде» был самостоятельной исследовательской организацией, известной как Phillips Laboratory - «Лаборатория Филипса». Она была так названа в честь Самуэля Филипса - бывшего директора пилотируемой лунной программы.
Вид на Starfire Optical Range с воздуха в 90-е годы
Наиболее крупным наземным объектом АFRL в «Киртланде» является наземный лазерно-оптический центр Starfire Optical Range (SOR), что буквально переводится как «Звёздного пламени оптический диапазон». В SOR помимо мощных источников лазерного излучения имеется несколько телескопов диаметром 3,5, 1,5 и 1 метр. Все они оснащёны адаптивной оптикой и предназначены для слежения за спутниками. Самый большой из имеющихся на авиабазе телескопов ещё и является одним из крупнейших в мире.
Официально SOR предназначен для исследований атмосферы и изучения возможностей передачи на большие расстояния информации при помощи лазеров. Фактически же основным направлением исследований является выяснение степени поглощения лазерного излучения в различных погодных условиях и возможность перехвата лазерами баллистических и аэродинамических целей. 3 мая 2007 года в газете The New York Times вышла статья, в которой утверждалось, что мощные лазеры, размещённые в окрестностях Альбукерке, способны выводить из строя спутники оптической разведки. В статье также говорилось, что такой эксперимент был успешно проведён на отработавшем свой ресурс американском разведывательном космическом аппарате КН-11.
Спутниковый снимок Google Earth: лазерно-оптический исследовательский центр в окрестностях авиабазы «Киртланд»
Лазерно-оптический исследовательский центр в окрестностях авиабазы «Киртланд» находится примерно в 13 км южнее основной взлётно-посадочной полосы авиабазы, неподалёку от старой кольцевой мишени, использовавшейся для тренировочного бомбометания в годы Второй мировой и ядерного хранилища «Манзано».
В 1970 году в «Киртланде» была создана 4900-я авиационная группа лётных испытаний, занимавшаяся отработкой лазерного оружия. В ходе проводимых экспериментов ставились задачи поражения наземными и воздушными лазерами беспилотных самолётов-мишеней и ракет. В составе 4900-й группы было пять F-4D, один RF-4C, два NC-135A, пять C-130, а также несколько лёгких штурмовиков A-37, истребителей F-100 и вертолетов.
NKC-135А
Основным объектом испытаний в авиагруппе был самолёт с «лазерной пушкой» NKC-135А, созданный в рамках программы ALL. Базой для него стал заправщик КС-135А. Для размещения боевого лазера фюзеляж самолёта удлинили на 3 метра, при этом вес дополнительно установленного оборудования превысил 10 тонн.
Летающий «гиперболоид» NKC-135А, как правило, действовал в паре с одним из безоружных NC-135A, несших оптоэлектронную аппаратуру обнаружения и сопровождения цели. Самолёт с боевым лазером на борту, патрулируя в зоне запуска тактических ракет, должен был поражать их на активном участке полета вскоре после старта. Однако задача оказалась сложней, чем это представлялось в начале работ. Мощности 0,5 МВт лазера оказалось недостаточно для поражения стартующих на удалении в несколько десятков километров ракет. После ряда неудачных испытаний сам лазер, системы наведения и управления подверглись доработке.
В середине 1983 года удалось добиться первого успеха. С помощью лазера, установленного на борту NKC-135А, удалось перехватить 5 ракет AIM-9 «Sidewinder». Конечно, это были не тяжелые баллистические ракеты, но данный успех продемонстрировал работоспособность системы в принципе. В сентябре 1983 года лазером с NKC-135A прожгли обшивку и вывели из строя систему управления беспилотника BQM-34A. Испытания продолжались до конца 1983 года. В ходе их выяснилось, что летающая лазерная платформа способна перехватывать цели на дальности не более 5 км, что в боевых условиях было абсолютно недостаточно. В 1984 году программу закрыли. Позже американские военные неоднократно заявляли, что самолёт NKC-135А с боевым лазером рассматривался исключительно как «демонстратор технологии» и экспериментальная модель.
Спутниковый снимок Google Earth: летающая лазерная платформа NKC-135А и штурмовик А-10А в экспозиции Национального музея ВВС США
Самолёт NKC-135А до 1988 года хранился в одном из ангаров авиабазы, после чего с него демонтировали секретное оборудование и передали в Национальный музей ВВС США на авиабазе «Райт-Паттерсон» в Огайо.
YAL-1
В будущем задел, полученный при испытаниях NKC-135А, использовали при создании самолёта-носителя YAL-1 на базе Boeing 747-400F, на борту которого устанавливался мощный инфракрасный химический лазер. Впрочем, противоракетная программа YAL-1 ввиду чрезмерной стоимости и неопределённых перспектив была окончательно закрыта в 2011 году. А в 2014 году единственный построенный YAL-1 после трёх лет хранения на «кладбище костей» в «Дэвис-Монтан» утилизировали.
Кроме лазерных установок, предназначенных для борьбы с самолётами, баллистическими ракетами и спутниками, специалисты киртладского филиала АFRL занимались созданием лазерного и микроволнового «нелетального» оружия, как для борьбы с массовыми беспорядками, так и ослепления боевых систем наведения и управления. Так, в рамках одной из «антитеррористических» программ была создана автоматическая подвесная лазерная система защиты летательных аппаратов от ПЗРК с ИК ГСН. А во время пребывания американского контингента в Сомали для разгона протестующих использовался инфракрасный лазер на шасси «Хаммера».
Помимо программы ALL техника и специалисты 4900-яй авиационной группы и Air Force Test and Evaluation Center(AFTEC) –«Центра испытаний и оценки ВВС» участвовали в адаптации к боевой службе в строевых подразделениях различных образцов авиа и ракетной техники. Через опытно-испытательный центр авиабазы «Киртланд» прошли: истребители F-16А/В, крылатые ракеты BGM-109 Tomahawk, ракеты «воздух-поверхность» AGM-65 Maverick, управляемые бомбы GBU-10, GBU-11 и GBU-12, а также многие другие образцы техники и вооружения.
В 1989 году в «Киртланде» на специальной эстакаде на предмет электромагнитной совместимости БРЭО и защищённости от воздействия электромагнитного импульса испытывался стратегический бомбардировщик В-1В. Интересно, что верхняя часть этой эстакады построена из дерева, чтобы уменьшить искажения в ходе измерений.
В настоящее время авиабаза «Киртланд» используется в ряде учебных программ ВВС США. Так, на основе 377-го авиакрыла, занимающегося охраной и инженерным обеспечением авиабазы, организованы курсы по противодействию незаконному вторжению на охраняемые объекты и обезвреживанию взрывных устройств. 498-е авиакрыло, отвечающее за ядерное оружие, также ведёт подготовку профильных специалистов. Учебный центр 58-го авиакрыла специальных операций готовит военнослужащих для авиационных подразделений поиска и спасения.
CV-22 Osprey 58-го авиакрыла специальных операций
Вообще роль авиабазы в Нью-Мексико в совершенствовании американской службы поиска и спасения очень велика. Помимо подготовки поисково-спасательных экипажей здесь в соответствии с требованиями ВВС осуществлялась модернизация уже существующих самолётов и вертолётов, а также отрабатывались приёмы спасения терпящих бедствие пилотов, скрытной высадки и экстренной эвакуации в боевой обстановке групп специального назначения.
Вертолёт сил специальных операций MH-53J Pave Low III на мемориальной стоянке авиабазы Киртланд
До появления специально модифицированных вертолётов HH-60 Pave Hawk и конвертопланов CV-22 Osprey основным средством доставки групп спецназа и поиска сбитых лётчиков были тяжелые вертолёты MH-53J Pave Low III, оснащённые навигационными системами, приборами ночного видения, средствами противодействия ПВО и скорострельными пулемётами. Последние MH-53J служили в «Киртланде» до 2007 года.
В данный момент «Киртланд» является третьей по величине авиабазой Стратегического авиационного командования ВВС США и шестой по величине авиабазой ВВС. После того как ядерная лаборатория, хранилище ядерного оружия и другие объекты были переданы под управление ВВС, территория авиабазы составляет 205 км?. Здесь имеется четыре взлётно-посадочные полосы протяженностью от 1800 до 4200 метров. На авиабазе служит более 20 000 человек, из них примерно 4000 – кадровые военные и национальные гвардейцы.
Спутниковый снимок Google Earth: конвертопланы СV-22 на стоянке авиабазы «Киртланд»
На постоянной основе в «Китланде» базируются 512-я спасательная эскадрилья на вертолётах HH-60 Pave Hawk , 505-я эскадрилья специальных операций на HC-130P / N King и MC-130H Combat Talon II и 71-я эскадрилья специальных операций на СV-22 Osprey. Также на авиабазе развёрнута инфраструктура 898-й эскадрильи авиационных боеприпасов. Противовоздушную оборону района осуществляют 22 истребителя F-16С/D из состава 150-го истребительного авиакрыла ВВС Национальной гвардии. С начала 70-х годов на авиабазе регулярно совершают посадку «самолёты судного дня» - воздушные командные пункты Е-4 и самолёты связи и управления Е-6 с которых должно вестись руководство стратегическими ядерными силами США в случае угрозы глобального конфликта.
Спутниковый снимок Google Earth: самолёт связи и управления Е-6 Mercury на стоянке авиабазы «Киртланд»
4-5 июня 2016 года в «Киртланде» проходило авиашоу, посвящённое празднованию 75-летнего юбилея авиабазы. В ходе торжеств проводились показательные полёты 18 различных типов летательных аппаратов, в том числе самолёты, состоявшие на вооружении в годы Второй мировой войны. Также в воздух поднималась современная авиатехника: F / A-18 Hornet, B-1В Lancer и CV-22 Osprey.
Гвоздём лётной программы стало выступление пилотажной группы Thunderbirds — «Буревестники» на специально модифицированных F-16C
Самолёты HC-130P / N и MC-130H 505-й эскадрильи специальных операций на стоянке авиабазы "Киртланд". Снимок сделан через иллюминатор взлетающего пассажирского авиалайнера
Основная взлётно-посадочная полоса Kirtland Air Force Base также используется для приёма и отправления пассажирских и транспортных авиалайнеров из аэропорта Albuquerque International – Международный аэропорт Альбукерке. Это самый крупный аэропорт в штате Нью-Мексико, обслуживающий более 4 млн. пассажиров в год. Ежедневно пассажиры взлетающих и совершающих посадку авиалайнеров имеют возможность лицезреть боевые самолёты на стоянках и многочисленные секретные объекты в окрестностях авиабазы.
Продолжение следует…
Источники информации:
http://www.military.com/base-guide/kirtland-air-force-base
http://www.nebraskaaircrash.com/practicebombs/m38a2.html
http://www.thelivingmoon.com/45jack_files/03files/Kirtland_AFB_WSA.html
http://www.cobases.com/new-mexico/kirtland-air-force-base/
https://nukewatch.org/Kirtland.html
https://iamnm.com/kirtland-afb-2016-air-show-new-mexico/