Турция заявила о планах закупить российские зенитные ракетные системы большой и средней дальности С-400 «Триумф». Окончательного согласия сторон, в том числе и по цене, пока нет, однако если контракт будет подписан, это станет тектоническим сдвигом на мировом рынке вооружений. Мы оценили перспективы этой сделки и выяснила, почему входящая в НАТО страна интересуется перспективными российскими системами вооружения.
Покупку страной – членом НАТО такой значимой системы вооружения в России можно как минимум назвать необычной. По оценкам экспертов, решения о заключении по-настоящему крупных контрактов на приобретение столь серьёзных систем вооружений, как ЗРС большой дальности, – это прежде всего политика, чисто военные соображения здесь находятся на втором плане. При этом не исключено, что ради стабилизации российско-турецких отношений Россия пойдёт на коммерческие уступки Анкаре – например, поставит системы в кредит или со значительными обременениями. Впрочем, вряд ли такой шаг можно было бы назвать правильным – не стоит забывать, что С-400 пользуется значительным спросом на рынке вооружений. Так, в марте 2017 года Россия начала поставлять С-400 в Китай по контракту на 3 млрд долларов, а сейчас в очереди на поставку стоит Индия.
Турции рекомендовали не покупать ЗРС вне НАТО
Нет никаких сомнений, что Турции нужна такая система противовоздушной обороны. Напомним, что в 2013 году Россия уже принимала участие в турецком тендере на поставку ЗРС большой дальности. Конкурентами тогда выступили производители аналогичных систем из стран НАТО: европейский консорциум EUROSAM, компании Raytheon и Lockheed Martin, кроме того, американские фирмы предлагали противоракетный комплекс Patriot, состоящий на вооружении армии США. Но в итоге победил Китай, предложивший систему HQ-9 – аналог российского ЗРК С-300 «Фаворит». Это вызвало обеспокоенность у партнёров Турции по НАТО, которые не рекомендовали закупать стратегические системы вне альянса. Действительно, когда речь идёт о сложной системе противовоздушной обороны, интеграция иностранных ЗРС в систему ПВО по стандартам НАТО может вызвать определённые сложности. В итоге Турция от китайского варианта отказалась. И вот теперь история повторяется.
Впрочем, несмотря на то что стороны заявляют о приближении переговоров между Россией и Турцией к финалу, ряд экспертов очень низко оценивают вероятность подобной сделки, считая, что Турция на самом деле не намерена покупать ЗРС, а лишь демонстрирует НАТО свою самостоятельность. В связи с этим российские ЗРС выступают для Эрдогана в качестве инструмента по накачке его собственного политического веса.
После продажи ЗРС Россия окажется в условиях, когда любая страна НАТО сможет провести учения авиации, в ходе которых будут изучаться возможности нейтрализации российской системы ПВО.
Понимают ли это в Москве или же возможность продажи С-400 рассматривается всерьёз? В принципе никаких юридических препятствий для продажи Россией Турции ЗРС С-400 на сегодня не существует, поскольку эта страна входит в число государств, с которыми военно-техническое сотрудничество разрешено. И хотя Турция не относится к числу крупных импортёров российских вооружений, но опыт военно-технического сотрудничества с этой страной всё-таки есть. По данным SIPRI (Stockholm International Peace Research Institute), с 1992 года РФ поставила в Турцию 174 бронетранспортёра БТР-80, 23 единицы БТР-60ПБ и 19 вертолётов Ми-17. Кроме того, в 2008 году с Турцией был заключён контракт на поставку 80 пусковых установок и 800 ракет противотанкового ракетного комплекса «Корнет», предусматривающий поставку ещё 720 боекомплектов в случае соответствующего запроса с турецкой стороны.
Анкара поможет обойти санкции
Ситуация с поставками С-400 усложняется тем, что Анкара настаивает на передаче части технологий и совместном производстве некоторых частей этих ЗРС. Учитывая амбиции Турции в оборонной промышленности, эксперты считают, что реализация совместных проектов могла бы стать перспективным направлением. Турция проводит относительно независимую военно-техническую политику, её оборонная промышленность динамично развивается. Стоит отметить, что в Турции создана неплохая радиоэлектронная промышленность, так что локализация производства некоторых элементов систем ПВО возможна. Потому высказывается предположение, что контракт на продажу Анкаре С-400 на самом деле является ширмой – мол, благодаря ему Турция могла бы выступить посредником по передаче в РФ ряда военных технологий и систем западного происхождения, которые попали под санкции. В первую очередь речь идёт о необходимых для Российской армии электронно-оптических и тепловизионных системах, а также элементной базе военной электроники. Однако с учётом того, что турецкая военная промышленность сама серьёзно зависит от западных комплектующих и лицензий, неясно, готов ли Эрдоган обострить отношения с партнёрами по блоку, вступая в отношения с Москвой.
Кроме того, передача С-400 в страну, являющуюся членом НАТО, несёт определённые риски для самой России. С одной стороны, у этой ЗРС имеется множество различных модификаций, и маловероятно, чтобы экспортная версия была столь же передовой, как и та, которой располагает сама Россия. Возможно, будет модернизирована электронная начинка С-400, в которую Россия добавит блок, не позволяющий сбивать российские и сирийские самолёты. С другой стороны, после продажи ЗРС Россия окажется в условиях, когда любая страна НАТО сможет провести учения авиации, в ходе которых будут изучаться возможности нейтрализации российской системы ПВО, основу которой как раз составляют С-400. Один из членов НАТО – Греция – уже эксплуатирует более старую систему – С-300, которую она получила от первоначального покупателя – Кипра.
И израильские самолёты, принимавшие участие в совместных с Грецией учениях, в ходе них как раз учились преодолевать защиту системы ПВО, нащупывая уязвимость российских комплексов.
Виктор МУРАХОВСКИЙ, главный редактор журнала «Арсенал Отечества», полковник запаса:
– Эпопея с закупкой Турцией современных систем ПВО длится много лет. Известна история, когда Анкара проводила тендер по таким системам дальнего действия и планировала закупать китайскую систему HQ-9. В итоге контракт так и не был заключён. Затем Турция пыталась получить американскую систему ПВО Patriot, но американцы отказывались её поставлять, поскольку Турция выдвинула условие на передачу неких технологий, к чему в США не были готовы. Так что нынешние сообщения – это предконтрактная подготовка, скорее всего работа непосредственно по самому контракту даже не начиналась. В настоящее время идёт обсуждение некоторых ключевых условий – в первую очередь по возможности или невозможности передачи технологий. Турция стремится получить ряд технологий, но Россия не пойдёт на их передачу.
Не стоит опасаться, что системы С-400 поставляются в страну НАТО, решающего влияния этот факт не имеет. Россия и ранее поставляла современные системы вооружения странам альянса – к примеру, в Грецию уходили зенитные ракетные комплексы С-300 «Фаворит» и «Бук». Чтобы подобные поставки не угрожали национальной безопасности, для каждого экспортируемого вооружения составляется паспорт экспортного облика. В этом документе прописываются ограничения, после чего их утверждает Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, которая несёт ответственность за соответствующие конфигурации образцов вооружения и военной техники в экспортном исполнении. Что касается количества ЗРС, которое может купить Турция, то, как правило, минимальная поставка составит два дивизиона – меньше покупать нецелесообразно для заказчика. Поскольку технику необходимо обслуживать и обучать расчёты, то как минимум один дивизион будет выпадать из процесса несения боевого дежурства. Поэтому минимум турки купят два, а скорее всего четыре дивизиона. При этом нужно учитывать, что С-400 – далеко не самая дешёвая система, стоимость дивизиона в минимальной комплектации составляет порядка полумиллиарда долларов; таким образом, за четыре дивизиона придётся выложить около 2 млрд долларов. Для Турции это дорого, отчего ей придётся просить у Москвы кредит, а значит, ставить себя в большую зависимость, чего Анкара хотела бы избежать. Потому, учитывая все сложности с финансированием, проблемами спецификации и передачи технологий, всё ещё велика вероятность того, что сделка с Россией просто не состоится.