Европа давно хочет перестать зависеть от поставок российского газа. Польша в решение этой задачи верит, а вот аналитики Европейской сети операторов систем транспортировки природного газа (ENTSOG) — нет. Согласно их выкладкам, для ряда стран ЕС полный отказ от услуг «Газпрома» обернётся проблемами уже спустя 37 дней.
37 дней до «газовой независимости»
Договор Польши с «Газпромом» истекает в 2022 году. А дальше — полная независимость от российского голубого топлива. На это рассчитывают в Варшаве. Однако голубой мечте Польши и ряда других стран вряд ли суждено сбыться в ближайшее время. Как стало известно Лайфу из текста нового десятилетнего плана развития газовой инфраструктуры Центральной и Восточной Европы, подготовленного Европейской сетью операторов систем транспортировки природного газа (ENTSOG), ряд государств региона продержатся без газпромовских поставок не более 37 дней.
Веса этим выкладкам добавляет то, что ENTSOG был создан в рамках Регламента Европарламента и Совета ЕС как раз для решения вопросов, связанных с функционированием внутреннего рынка и трансграничной газовой торговли в Евросоюзе. В организацию входят профильные компании 26 стран.
План содержит в себе три основных сценария: Blue Transition (переходный, подразумевающий умеренное сокращение доли голубого топлива из России), Green Evolution («зелёная эволюция» — более серьёзная диверсификация за счёт увеличения доли возобновляемых источников энергетики) и EU Green Revolution («зелёная революция» — полный отказ от услуг «Газпрома»). Последний является стресс-вариантом, реализация которого экспертам ENTSOG видится наименее вероятной.
Свою позицию они подкрепляют статистикой. Согласно ей, расширение доступа стран региона к сжиженному природному газу, поставкам по Южному газовому коридору и норвежскому экспорту лишь смягчит негативные последствия прекращения поставок «Газпрома». Но никак не сможет полностью решить проблему дефицита топлива, которая обострится ещё сильнее в зимний период.
— Сценарий с полным отказом Европы от российского газа является экстремальным случаем и расписан для иллюстрации того, в какой степени регион зависит от поставок из этой страны, — пишут аналитики ENTSOG. — Симуляция такого поворота событий показала, что все государства Центральной и Восточной Европы (включая Германию, Чехию, Австрию, Словакию и Словению) почувствуют негативные последствия. Инфраструктурные проекты, реализуемые в ЕС в период с 2020 по 2025 год, могут лишь смягчить ситуацию.
Кстати, о проектах. Как говорится в плане, таковых в регионе на данный момент 111. Однако говорить о реализации хотя бы части из них в ближайшее время вряд ли возможно. Аналитики ENTSOG пишут, что лишь по 18 из них достигнуто окончательное решение по финансированию, а 93 находятся на более ранних стадиях проработки.
Что касается ресурса прочности, то наиболее уязвимой оказалась Венгрия. Страна, получающая российский газ транзитом через Украину, в случае обрыва этого канала сможет без последствий продержаться всего от 37 до 45 дней. Наиболее тяжёлым для Будапешта прогнозируется лето 2020 года. Подобные неприятности будут испытывать все государства региона. Наиболее защищённой страной является Польша.
Однако даже для неё зимние периоды (когда потребность в газе традиционно наиболее высока) чреваты опасностью газового дефицита. Все эти проблемы могла бы решить полная реализация плана строительства необходимой инфраструктуры. Однако, судя по нынешним темпам, этого ждать вряд ли придётся. Что подтверждают и выкладки экспертов ENTSOG, предлагающих взять за основу первый сценарий, который не подразумевает тотального отказа от российского голубого топлива.
— Это не сценарии, а умозрительные стресс-тесты в стиле «что будет, если на голову упадёт кирпич», — сказал Лайфу заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. — А если одну каску надеть, а если две, а если перейти на другую сторону улицы… ну и так далее. При этом в целом развитие инфраструктуры в регионе — дело нужное и полезное. Строительство перемычек и новых коридоров хорошо отразится на рынке газа, если параллельно будет стимулироваться спрос на газ, а не вестись кампания против него. В этом случае это просто освоение фондов ЕС под лозунгами о диверсификации и строительстве единого рынка.
В перспективы полной реализации газовых инфраструктурных планов в Центральной и Восточной Европе эксперт также не верит.
— Это бред, — говорит Гривач. — Реализация всех этих проектов позволит в случае необходимости перебросить газ из одной точки ЕС в другую. Но по происхождению этот газ всё равно будет российским, поскольку конкурентоспособных источников для замещения на сегодняшний день и в обозримой перспективе, по сути, нет.
Большинство проектов, с помощью которых Европа намерена избавиться от зависимости от российского газа, касаются возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Несмотря на определённые успехи, которые делаются в мире в этом направлении, на данный момент это очень дорогая затея. И крайне сомнительно, что Европа решится пойти по этому пути.
— ENTSOG — организация авторитетная, объединяющая операторов газотранспортных систем в ЕС, — заключает Гривач из ФНЭБ. — Но я бы обратил внимание, что в отчёте абсолютно не представлены главные цифры. А именно: сколько стоят эти инфраструктурные проекты и как изменятся цены на транспортировку газа и цены на газ для конечных потребителей после их реализации.
Заплатим вдвое больше. Лишь бы не России
На днях представитель польской газовой госкомпании PGNiG Мацей Возняк рапортовал о прогрессе в реализации проекта по расширению СПГ-терминала в городе с труднопроизносимым названием Свиноуйсьце. По его словам, цена поставляемого туда сжиженного природного газа видится компании более выгодной, чем классического трубопроводного сырья от «Газпрома». Однако, принимая во внимание стоимость поставляемого в Свиноуйсьце СПГ из Катара, такие заявления выглядят, мягко говоря, необоснованными.
— Буквально недавно Польша пошла на попятную, заявляя, что они уже не так уверены в отмене долгосрочных контрактов по газу с «Газпромом», — сказал Лайфу преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. — «Поживём — увидим» — такая теперь у них позиция. Сейчас они лукавят. Известны параметры контракта с «Катаргазом», якорным поставщиком СПГ на терминал Свиноуйсьце. Когда его заключали, то цена была $800 за тысячу кубов. В то время «Газпром» поставлял им по $400–450. Даже сейчас, при упавших ценах на газ, Катар обходится полякам дороже. Развитие этого проекта они воспринимают как диверсификацию источников поставок. Этого от них требует ЕС. Развивая проект, они начинают конкурировать не только с российским газом, но и, например, с СПГ-терминалом в Литве.
Исходя из этого, желание Польши отказаться от сотрудничества с «Газпромом» можно объяснить не экономикой, а политическим пиаром. А вместе с этим словосочетанием регулярно всплывает и название ещё одной страны — борца с газовой зависимостью от Москвы, Украины. Помочь им в этом «благом деле» и вызвалась Польша. Информацию о возможном заключении долгосрочного контракта с «Нафтогазом» в случае расширения СПГ-терминала в Свиноуйсьце представитель PGNiG не подтвердил, но и не опроверг.
— Поставки СПГ из Польши на Украину мне кажутся довольно фантастической версией, — сказал Юшков. — Украинцы, конечно, ради антироссийской риторики много чего могут сделать. Мы видим, как они закупают реверсный газ в Европе дороже, чем у России. Но с СПГ уж очень дорого выходит. Украинским элитам выгодно закупать газ у трейдеров. Они сами могут являться совладельцами этих трейдеров. Деньги-то государственные переводятся в частные структуры. А с поляками и их СПГ непонятно, кому выгодно будет. Получается, Украине предлагают покупать втридорога газ у польской госкомпании. Как пиар-ход, конечно, это хорошо. Но просто так они не будут отдавать деньги польской госкомпании. Только если через какого-нибудь посредника. Они всё это завуалируют требованиями ЕК иметь три источника поставки: первый — «Газпром», второй — трейдеры и третий — СПГ.