Последний диктатор Европы может досрочно уйти на пенсию. Услышим ли мы легендарные «Я устал. Я ухожу» в исполнении Лукашенко? Действительно ли Кремль настаивает на добровольном уходе Лукашенко в период 2019-2020 годов?
Путин с нетерпением ждёт Лукашенко в гости. Встреча, которая должна была состояться в Сочи в начале августа, была сорвана по инициативе Минска. В конце июля там разыграли спектакль с инсультом у Батьки, что позволило белорусскому президенту отложить свой визит в Россию. Между тем, предстоящая встреча будет носить особый характер. Дело в том, что Лукашенко должен дать Путину свой ответ на те предложения, которые были выдвинуты российским президентом 19 июня в Минске.
Путин предложил Лукашенко сохранить суверенитет, но не торговать им, оказывая политический шантаж на Москву. Кремль ожидает большей гибкости от белорусского руководства, тогда как Батька играет в торги со всеми заинтересованными сторонами одновременно. Известно, что в последнее время в Беларуси активизировались прозападные силы, большой интерес к Беларуси проявляют также китайцы. Именно этим и пользуется Лукашенко, понимая, что Россия уже не в состоянии купить лояльность Беларуси по достойной цене. Дескать – дружба дружбой, а денежки врозь.
Только вот Батька не учёл одного – в Кремле устали от шантажа и постоянного расхождения по ключевым вопросам, поэтому покупать лояльность западного соседа в Москве больше не намерены. Это продолжалось в течение последних 15-20 лет, и никакого результата не принесло. На этом фоне Батька даже устроил демарш – в Минске намекнули, что вовсе могут отказаться от российской нефти, начав закупки у Ирана.
Кроме того, сам Лукашенко всерьёз присматривается к китайскому рынку, чтобы снизить зависимость своей страны от России. Не секрет, что так называемый Таможенный союз, да и само Союзное государство существуют лишь на бумаге. Совместные проекты трещат по швам. О каком союзе может идти речь, если за 20 лет даже несчастный роуминг отменить так и не смогли. В июне этот вопрос снова был отложен. Но всё это мелочи по сравнению с тем, что договориться не удаётся по самым важным вопросам. Давайте коротко обозначим, чего в ходе политических торгов хочет добиться каждая из сторон?
Пожелания Беларуси
Финансовый вопрос. Беларусь хотела бы получить от России новые кредиты для обслуживания внешнего долга и поддержки курса национальной валюты. Россия, как уже говорилось выше, невыгодные займы выдавать больше не желает;
Торговый вопрос. Беларусь хотела бы поставлять товары в Россию без каких-либо ограничений, как это предусмотрено соглашениями о Союзном государстве. Россия понимает, что таким образом Лукашенко греет руку – используя санкционную войну России с Западом, Беларусь под видом белорусских товаров поставляет в Россию «санкционку». Вот уже выясняется, что оказывается, Беларусь – крупнейший производитель хамона и креветок;
Газовый вопрос. Беларусь хотела бы покупать газ по внутрироссийским тарифам – на уровне Смоленской области, нынешняя цена в $129 белорусским коллегам кажется завышенной. Россия не против, но для этого предлагает Беларуси передать свои газовые сети под контроль «Газпрома».
Пожелания России
Политический вопрос. Москва считает необходимым укрепить сотрудничество в рамках «Союзного государства». Сделать это необходимо по образцу ЕС – пусть это будет некая конфедерация с центром тяжести в Москве (в данном случае). Беларусь такого сценария боится и упрямится, так как белорусские элиты не хотят снова ложиться под Москву;
Экономический вопрос. Необходимо запустить единую валюту в рамках «Союзного государства». В данном случае основной валютой должен стать российский рубль. Если мы сотрём условные границы между нашими государствами и расширим взаимодействие, то такие пункты, как цена на газ и кредитный вопрос будут решаться проще. Беларусь снова побаивается столь глубокой интеграции, дорожа своим суверенитетом;
Военный вопрос. Москва хотела бы расширить своё военное присутствие в Беларуси, открыв новую авиабазу под Бобруйском. Батька противится, так как боится украинского сценария и гнева со стороны западных партнёров. Ссориться с ними в его планы также не входит.
Проблема вот в чём: вся эта история длится уже долгие годы – Путин и Лукашенко общаются не первый год. Если им не удалось договориться за 15-20 лет, то стоит ли ожидать внезапного прорыва на предстоящей встрече? Едва ли. В этой связи в Кремле немного изменили тактику – было решено пойти путём лёгкого нажима. Москва якобы всерьёз обеспокоена отсутствием реальной электоральной поддержки у Лукашенко. Российские власти полагают, что ещё одну пятилетку Батьки страна не выдержит, поэтому вероятность возникновения белорусского Майдана весьма высока. Это грозит приходом к власти неподконтрольных сил, которые сведут к минимуму экономическое, политическое и военное влияние России на Беларусь.
Таким образом на предстоящей встрече будет поднята абсолютно новая повестка – обсуждение трансфера власти путём добровольного ухода Лукашенко. Москва готова взять на себя гарантии по обеспечению безопасности Лукашенко и его семье. Таким образом Кремль может опробовать концепцию контролируемой и своевременной смены власти в странах-союзниках.
Практика показала, что поддержка диктаторских режимов весьма неустойчива. Мы не заинтересованы в том, чтобы в результате революций новые власти преследовали своих предшественников, ассоциируя их преступные режимы с Россией и, таким образом, настраивая собственное население против нашей страны. Подобные случаи уже произошли в той же Украине и в Армении, хотя ситуация в последней ещё не вышла из под контроля окончательно. Почему та же Америка способна обеспечить в странах-союзниках сменяемость власти и преемственность политики, ориентированной на США? Тогда как у нас всё рушится, потому что ставка делается на одного человека, а не на долгосрочную стратегию развития.
В этом плане Беларусь может стать для нас успешным примером своевременного и контролируемого трансфера власти. Совместными усилиями мы могли бы согласовать кандидатуру на пост президента Беларуси, которая бы устраивала обе стороны. Россия заинтересована в стабильности белорусского государства, в развитии интеграционных проектов и обеспечении безопасности российского бизнеса в Беларуси. Но для этого необходимо обеспечить политическую стабильность в стране.
Выборы президента в Беларуси должны состояться не позднее 30 августа 2020 года. Таким образом у Лукашенко есть ещё примерно год, чтобы принять окончательное решение. О нём он должен будет заявить публично – добровольный уход в 2019-2020 году или решение баллотироваться на новый срок? В таком случае риски возникновения неконтролируемой ситуации повышаются. Сейчас в Беларуси обсуждается идея переноса президентских выборов на осень 2019 года. Это связано с парламентскими выборами, которые по времени совпадают с выборами президента. Значит времени у Лукашенко всё меньше – необходимо принимать решение уже сейчас.
Расставаться с властью очень непросто – быть может, именно поэтому Лукашенко так не хочет встречаться с Путиным? Сценарий, который подразумевает дестабилизацию ситуации в Беларуси в результате каких-то революций, нам тоже не выгоден.