Участие ВКС России в боевых действиях в Сирии дало пищу для размышлений не только политикам, разработчикам ВВСТ, но и финансистам. Как проведенная операция отразилась на военных расходах? Изменилась ли бюджетная политика Минобороны? Как секвестр военного бюджета скажется на выполнении гособоронзаказа и ГПВ? На эти и другие вопросы в интервью «ВПК» ответила заместитель министра обороны РФ Татьяна Шевцова.
– Татьяна Викторовна, какие направления деятельности финансовой службы Минобороны сегодня представляются наиболее важными? Как сократились расходы военного бюджета после проведенного секвестра?
– Важны, как вы понимаете, абсолютно все направления, но в качестве первостепенных выделю следующее.
Во-первых, это формирование бюджета, обеспечивающего выполнение планов строительства и развития Вооруженных Сил.
Во-вторых, повышение эффективности бюджетных расходов при реализации программы «Эффективная армия».
В-третьих, контроль целевого использования бюджетных средств на основе мониторинга государственного оборонного заказа.
Это, можно сказать, три кита, на которых строится вся остальная работа. Что касается секвестра, то мы действительно не могли этого не учитывать. Формирование федерального бюджета на 2017 год происходило в условиях трудной экономической ситуации в стране, на фоне нестабильной внешнеполитической обстановки. Напомню, что по ходу дела расходы Минобороны были сокращены Минфином на шесть процентов.
Вместе с тем уменьшение объемов бюджетных ассигнований произошло не по всем направлениям расходов. В число защищенных статей вошли, в частности, выплаты социального характера военнослужащим, гражданскому персоналу, пенсионерам Министерства обороны, а также расходы на реализацию Государственной программы вооружения.
При этом объем задач, решаемых Вооруженными Силами, в том числе и за пределами территории нашей страны, постоянно увеличивается. В таких условиях существенно возрастает роль финансово-экономической службы, которая обязана своевременно обеспечивать эти задачи необходимыми ресурсами и полностью выполнять социальные обязательства.
– Каждый офицер должен четко представлять, что ждет его после увольнения в запас. Интересно, как после секвестра удалось сформировать бездефицитный бюджет при возросшем объеме решаемых ВС РФ задач?
– При подготовке бюджета на 2017-й и на плановый период 2018–2019 годов была проведена серьезная работа по определению оптимального баланса расходов Минобороны России. Это позволило в пределах выделяемых ограниченных ресурсов синхронизировать планы строительства и развития Вооруженных Сил с поставками новых образцов вооружения, военной и специальной техники, а также в полном объеме выполнить социальные обязательства перед личным составом и военными пенсионерами. Кроме того, был сохранен минимально необходимый уровень финансирования расходов на материально-техническое обеспечение войск и содержание объектов инфраструктуры.
Более того, в результате проведенной работы нам впервые удалось сформировать бездефицитный военный бюджет к началу бюджетного года. Этому способствовало то, что еще в декабре 2015-го Министерство обороны обратилось к президенту Российской Федерации с предложением изменить сам подход к формированию бюджета нашего ведомства.
Поясню о чем речь. Предлагаемый подход заключается в определении базового объема финансирования на основе нормативного метода. То есть оценки потребности в финансовых средствах, которая исходит из утвержденных норм и так называемых нормативов положенности при решении поставленных задач.
Предложение Минобороны поддержано Верховным главнокомандующим.
Проект федерального бюджета Минобороны России на 2017-й и плановый период 2018–2019 годов формировался с учетом данного подхода.
– Какие преимущества дает этот подход?
– Он обеспечивает качественное и своевременное выполнение планов Минобороны России, учитывающих изменения геополитической ситуации, а также синхронизацию мероприятий различных направлений деятельности Министерства, в том числе увязку мероприятий, обеспечивающих эффективное применение техники и вооружения, поступающих в войска, с расходами на тыловое обеспечение и формирование необходимой инфраструктуры. Это также позволяет ликвидировать дисбалансы в отдельных направлениях деятельности в связи с недостаточным финансированием.
Общий подход к формированию базовых расходов Минобороны заключается в следующем. На основе планов строительства и деятельности Вооруженных Сил формируются натуральные показатели, характеризующие выполнение поставленных задач. При этом к ним применяются действующие нормы, нормативы и тарифы.
Исходя из полученных объемов ресурсов в натуральных единицах производится их стоимостная оценка. Определенные таким образом затраты в совокупности представляют собой базовые расходы Министерства на очередной финансовый год.
Что касается реализации второго направления – повышения отдачи от расходования бюджетных средств, то оно реализуется в соответствии с программой «Эффективная армия». Она объединила приоритетные инвестиционные, социальные, научно-технические и инновационные проекты в области тылового обеспечения, строительства, социальной поддержки военнослужащих. И результат рассматривается в том числе с точки зрения эффективности расходования бюджетных средств.
Реализация программы, начиная с оптимизации материально-технического обеспечения и заканчивая системной перестройкой процесса обучения военнослужащих, позволяет армии идти в ногу со временем, внедрять новые технологии. А в перспективе дает экономию бюджетных средств.
Прогноз экономического эффекта программы составляет порядка 47 миллиардов рублей в год. Уже в 2016 году Минобороны получило серьезные результаты от ее реализации.
Так, например, в рамках программы внедряется автоматизированная система учета персональных данных военнослужащих с использованием электронных карт «Паспорт». Ими обеспечены все 275 тысяч призывников, направленных в Вооруженные Силы.
В текущем году электронные карты «Паспорт» интегрируются в действующую систему контроля управления доступом на объекты Минобороны и заказа питания военнослужащих. Это позволит эффективно планировать расходы в звене воинская часть – армия – округ. Система контроля питания установлена в 729 столовых и уже сэкономила порядка 700 миллионов рублей.
В ходе реализации проекта «Совершенствование военно-строительного комплекса, внедрение типовых стандартов проектирования и строительства» сокращаются и сроки, и затраты. Внедрение типовых стандартов наряду с применением новых технологий и современных материалов при меньших сроках создания объектов и повышении качества строительства позволило за последние два года ввести в эксплуатацию более 1700 комплексных объектов. Одновременно с этим началось строительство более четырех тысяч объектов инфраструктуры. Ежегодный экономический эффект по итогам реализации проекта составит 13 миллиардов рублей.
– А как насчет контроля над использованием бюджетных средств?
– В Минобороны уже второй год действует созданная по поручению президента Российской Федерации система контроля использования средств государственного оборонного заказа, построенная на работе с информацией обо всех исполнителях, контрактах, расчетах, поступающей от уполномоченных банков. Это единая информационная система расчетов по ГОЗ (ЕИС ГОЗ). Ее введение концептуально изменило информированность Минобороны России как государственного заказчика, что позволяет нам на постоянной основе осуществлять мониторинг расчетов по гособоронзаказу.
Сегодня, получая данные от уполномоченных банков в режиме онлайн, мы видим, как расходуется каждый бюджетный рубль по всей цепочке кооперации. Так, основную их часть (или 57%) в 2016 году головные исполнители по ГОЗ при выполнении госконтрактов направили на расчеты с подрядчиками. Значительная доля денежных средств перечислена головными исполнителями и кооперацией на выплату заработной платы (14%). Во все уровни бюджетной системы и внебюджетные фонды переведено порядка 15 процентов выделенных средств.
Здесь необходимо отметить, что для профилактики злоупотреблений, связанных с выплатами нецелевого характера физическим лицам, федеральным законом «О государственном оборонном заказе» была введена норма одновременной уплаты налогов и взносов при выплате заработной платы. Это обеспечило мобилизацию поступлений в бюджетную систему и внебюджетные фонды, мотивировало предприятия ОПК к выполнению своих социальных обязательств.
Образно говоря, мы стали «зрячими», что позволило нам проводить авансовую политику более эффективно, перейти на поквартальное авансирование исполнителей гособоронзаказа в соответствии с производственно-технологическим циклом изготовления продукции. И как следствие – снизить риски переавансирования промышленности, сократить просроченную дебиторскую задолженность.
На сегодня ЕИС ГОЗ позволяет не только госзаказчику, но и исполнителям гособоронзаказа анализировать финансовые потоки, работать с учетом актуальной и достоверной информации обо всех участниках расчетов по ГОЗ и всех платежах. Это способствует повышению финансовой дисциплины предприятий промышленности и как следствие, конечно же, выполнению ГОЗ.
– Удалось ли, образно говоря, схватить за руку того, кто пытался использовать государственные средства в других целях?
– Благодаря введению законом о гособоронзаказе ряда «запретительных» мер для профилактики нецелевого использования бюджетных средств уполномоченными банками предотвращено списание денежных средств в размере 63 миллиарда рублей по статьям, не связанным с выполнением ГОЗ. По итогам более полутора лет работы введенной системы контроля расчетов по гособоронзаказу можно с уверенностью констатировать, что она работает эффективно.
Внедрение финансового мониторинга способствует равномерному поступлению денежных средств головным исполнителям гособоронзаказа с учетом производственного цикла производства продукции по ГОЗ, что создает условия для своевременного авансирования кооперации. На предприятиях повысилась финансовая и платежная дисциплина, что выражается в своевременной выплате заработной платы, мобилизации поступлений в бюджетную систему, внебюджетные фонды от предприятий, выполняющих ГОЗ.
Мониторинг обеспечивает прозрачность движения бюджетных средств. В конечном же итоге все это способствует своевременному выявлению проблем, несущих риски ненадлежащего исполнения государственных контрактов по ГОЗ, оперативному принятию соответствующих управленческих решений.
– Каковы основные задачи, стоящие перед финансово-экономической службой МО РФ в 2017 году?
– Прежде всего будет продолжено совершенствование структуры и функций территориальных финансовых органов. Оно направлено на усиление консолидирующей роли головных управлений финансового обеспечения Министерства обороны по военным округам для повышения качества планирования, исполнения бюджета и формирования отчетности.
Нам предстоит осуществить внедрение информационной системы «Электронный бюджет» в практическую деятельность всех финансовых органов Вооруженных Сил, а также довольствующих органов военного управления.
Также в связи с внесением изменений в налоговое законодательство по инициативе Минобороны необходимо наладить новый порядок постановки на учет через финансовые органы воинских частей как налоговых агентов.
Следует завершить формирование нормативной базы по обеспечению деятельности бюджетных и автономных учреждений на основе государственных заданий по экономически обоснованным затратам.
Кроме того, будет обеспечено поэтапное внедрение нормативного метода при формировании военного бюджета, а также продолжена работа по дальнейшему развертыванию и техническому оснащению финансово-расчетных пунктов.
Как видите, задачи довольно серьезные и потребуют от нашей службы максимального напряжения сил и высочайшей ответственности. Своевременное решение этих задач будет способствовать полноценному выполнению Государственной программы вооружения и гособоронзаказа, повышению боевой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации.