Обращение к Европе, принятое на излете уходящей недели в городе Киеве, еще ждет своего осмысления. В первую очередь — потому, что пока смысла в нем никому найти не удалось.
«Намерение реализовать «Северный поток — 2» утвердит абсолютную монополию России на газовом рынке Европы. В этом случае «Газпром» получит контроль над объемом и ценой всего газового рынка континентальной Европы, а также физическую возможность вообще отказать в поставках газа странам Центральной Европы», — говорилось, напомним, в историческом обращении, принятом Радой в четверг.
Юридической силы (в чем Рада, впрочем, сама же призналась) данное обращение не имело. Но тем не менее, в этом документе Верховная рада Украины прямо потребовала у всех правительств всех европейских стран «не принимать участия в подготовке, финансировании или лоббировании проекта газопровода» по дну Балтийского моря.
…Первой чутко отозвалась Финляндия.
С перепугу, пока Украина еще что-нибудь эдакое не приняла, неторопливая северная страна выдала Nord Stream 2 все необходимые «временные разрешения» на пятьдесят лет «с правом продления».
Немцам реагировать даже не пришлось: управляющая строительством газопровода Nord Stream 2 AG еще 27 марта получила разрешение на строительство и эксплуатацию инфраструктуры в Германии.
…Но на самом деле этим все еще не кончилось. Ягодки у цветочков еще пока впереди.
Ибо украинские парламентарии предложили еще и безотлагательно провести консультации между правительством Украины и Европейской комиссией о недопустимости строительства газопровода.
Напомним: как минимум весь последний год Еврокомиссия чуть ли не слезно умоляла национальные правительства европейских стран дать ей «мандат» на переговоры по Nord Stream 2 с Российской Федерацией. И весь последний год государства старой Европы, в первую очередь как раз немцы, вдумчиво объясняли вышеупомянутой Еврокомиссии, что это не ее еврокомиссарское дело и мандат этим комиссарам по этому поводу они даже и чисто теоретически не дадут.
То есть если гипотетические переговоры Украины и Еврокомиссии состоятся, то это будет по-настоящему душераздирающее, хоть и эпическое по-своему зрелище. Потому что нечасто в переговорах по проекту можно увидеть высокие стороны, не имеющие к нему никакого отношения и не обладающие никакими полномочиями.
Нет, нет никаких сомнений, что Брюссель и Киев тут нашли бы «точки соприкосновения».
И могли бы даже, наверное, вступив в эти переговоры совместно выработать потрясающей силы текст итогового заявления.
Но вот только мы опасаемся, что Европейская комиссия не настолько себя не любит, чтобы принимать что-нибудь очередное «не имеющее юридической силы». Ибо европейские бюрократы уже сделали, что могли: глава директората по энергетике Доминик Ристори уже сообщил, что европейское правительство не поддерживает проект. Потому что это не такой уж хороший проект с точки зрения европейских ценностей, он не способствует диверсификации поставок и так далее.
Тем самым долг перед США (ну и Украиной заодно) был выполнен. И тот же еврокомиссар спешно добавил, что, несмотря на несогласие с решимостью европейских государств построить «поток», никаких мер и санкций в отношении газопровода принято не будет. То есть Еврокомиссии совершенно не нужно, чтобы над ней начали смеяться в открытую.
Но то, что очевидно европейским чиновникам, едва ли очевидно сотрудникам Министерства иностранных дел Украины. Там до сих пор отчего-то уверены, что «действенными мерами противодействия попыткам российской стороны реализовать проект «Северный поток — 2» должны стать усиление санкций США, а также включение в третий энергетический пакет ЕС требований соответствия третьих стран правилам газового рынка ЕС».
И это несмотря на тот медицинский факт, что проект газопровода далеко не только «российский», а уже скорее «германский». И что официально задокументировано официальное признание правовой комиссии ЕС недопустимости применения «требований Третьего энергопакета» к морским участкам Nord Stream 2. А сам Nord Stream 2 не входит даже в тот «санкционный пакет» американского конгресса, который имеет право применять американский же президент Дональд Трамп. Просто по срокам не подпадает.
Все это рождает подозрения, что даже обращения текущего киевского руководства к внешнему миру — на деле инструмент, с помощью которого оно рисует альтернативную реальность для внутренней аудитории.
В этой альтернативной реальности оно борется с восточным агрессором и регулярно его побеждает. И то, что при этом происходит в действительности, в Киеве, похоже, уже всех перестало волновать.
Это печальный симптом, но исключительно для самой Украины.